РУС. | УКР.

вторник, 20 ноября
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
27.80
Политика

Читайте нас в Telegram-канале

В Украине десятки миллионов на президентскую кампанию не гарантируют победу – политтехнолог

Денис Богуш рассказал о важных составляющих предвыборной кампании

Политтехнолог, эксперт в сфере стратегических коммуникаций, специалист по антикризисным кампаниям ДЕНИС БОГУШ рассказал "Апострофу", какие теми будут популярны у кандидатов в президенты, а какие они будут обходить стороной, а также раскрыл, сколько сегодня стоит стать президентом Украины.

Первую часть интервью читайте тут: Удручающее начало предвыборной кампании: люди выбирают телевизор вместо холодильника

- Недавно появился новый опрос, проведенный фондом "Демократические инициативы" и центром Разумкова касательно Крыма: 42,3% граждан Украины считают, что оккупированный Россией Крым возможно вернуть в состав Украины. И примерно столько же людей считают, что возвращение Крыма также возможно, но в длительной перспективе. Будут ли кандидаты в президенты снова использовать этот месседж - возвращение Крыма, восстановление мира на Донбассе, ведь эта тема, как мы видим, поутихла?

- Она поутихла по одной простой причине: потому что ни один кандидат в президенты не может обещать это сделать. Никто не знает, и даже у лучших аналитиков в стране нет сценариев, как это сделать. Потому что, по большей степени, это зависит от действий России. Она же не останавливается: РФ аннексировала Крым, зашла на Донбасс, ее там откинули чуть-чуть с Донбасса, но она же продолжает дестабилизировать ситуацию в Украине. Получается совершенно наоборот: мы отодвинули Россию в религиозном вопросе, мы украинизировали информационное пространство Украины, запретили русские каналы. Мы много сделали правильных и полезных вещей на этой территории, народ уже сплоченный, он не разделен уже на Восток и Запад.

Тема мира, думаю, будет продолжаться, у всех бело-синих - это остается основной темой. Но никто же не понимает, что такое мир: отдать Донбасс и Крым или пойти на компромисс? Если так, то это одна история. Если мир - это "после того как мы вернем территории, будет мир" - тогда другое дело. Тема мира – это очень русская тема, потому что она направлена на то, чтобы мы не поднимали вопросы ни Донбасса, ни Крыма, чтобы мы согласились и сказали: "Вот, мы хотим мир. Вот только, чтобы не было войны. Мы будем сидеть здесь, чтобы не было войны, пусть все так и остается". Эта же тема есть и у Тимошенко, она тоже на бордах пишет "Стратегия мира", и у Оппозиционного блока. И там даже есть голубь из бумаги - оригами, это же их символ, они эту тему и будут эксплуатировать.

Думаю, что часть Востока Украины начинает прозревать, что мир - это компромисс, какой-то странный ответ на все, что происходит. Должна быть реальная стратегия, мы должны знать, что и как отстаивать. Например, предложили, чтобы миротворцы из разных стран зашли на оккупированную часть Донбасса. Этой идеи не было полтора года назад, а тут раз - и есть. Русские говорят: "Нет, мы только по линии соприкосновения". О! Уже у нас есть какая-то логика. То есть мы понимаем, что, если там будут миротворцы, то они заметят, что там есть русские, и невозможно будет ничего скрыть. Русские на это не пойдут, но на международной арене уже понимают: "О! У них есть логика!".

По Крыму у нас вообще нет никакой логики, поэтому никто и не знает, что делать. Например, Ляшко тоже вначале говорил, что он там все освободит. Но как? По Донбассу хотя бы есть логика более-менее понятная, а по Крыму ничего непонятно, и поэтому никто не берется в такое играть. Даже крымчане, которые сейчас живут здесь, тоже ничего не говорят. У нас есть Новинский - избран от Севастополя, есть еще куча депутатов из Крыма, и они тоже молчат. И ни один кандидат в президенты, я думаю, не решится на эту историю. Или, если решится, то это должна быть очень серьезная аналитическая проработка: шаг 1, шаг 2, шаг 3.

- Сколько сегодня стоит стать президентом Украины? Сколько нужно потратить на избирательную кампанию? К примеру, по оценкам экспертов из Комитета избирателей Украины, для победы на президентских выборах придется выложить от 80 до 100 миллионов долларов.

- Это круто очень – 80 или 100 миллионов долларов! Это очень сложная история. Потому что есть часть теневая, которую мало кто понимает, понимают только внутри штаба, а есть открытая часть, которая состоит из взноса в ЦВК - 2,5 миллиона гривен, и от наполнения конкретного штаба. Это прозрачная история: из штабов даются деньги на рекламу на телевидении, на наружную рекламу и на все то, где появляется кандидат. Вот это все должно оплачиваться из избирательного штаба, и это очень прозрачная цифра.

Денис Богуш в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

Непрозрачные цифры возникают при оплате членов избирательных комиссий, на подкупе. Например, если вспомнить последние выборы в Верховную Раду в Чернигове - кандидаты были Корбан и Березенко. Корбан просто раздавал на улице огромные продуктовые наборы, а Березенко - деньги в конвертах. И победили деньги. Хотя, я думаю, что многие брали и то, и другое. Поэтому, если учесть подкуп, в выборы вкладывается огромное количество денег. Просто сделать подкуп в конвертах на уровне страны - это чрезвычайно сложно. Это больше возможно на мажоритарных выборах. Плюс депутаты от БПП или от БЮТа, например, стараются поднимать свой рейтинг "добрыми делами": какую-то площадку детскую сделать, скамеечку поставить, поменять почтовые ящики, поздравить с праздником каким-то. На это тоже есть бюджет. К тому же деньги нужны на оплату работы штабов, агитаторов и так далее. Если представить всю страну - это огромная армия людей. И поэтому на финансирование избирательной кампании нужно было всегда в районе 20-40 миллионов долларов, но сейчас, если будут вбрасываться данные типа 80-100 миллионов, то это какие-то совершенно бешеные деньги, которые можно людям просто раздать в виде подкупа, и они проголосуют. И, к сожалению, в этой стране это работает.

- То есть, чтобы претендовать на пост президента нужно около 20-40 миллионов долларов?

- Может быть, и 60 миллионов, смотря, как считать. Если будут вкладываться по 80-100 - это совершенно бешеные деньги для этой страны.

- Такие деньги - это гарантия победы?

- Нет, конечно. Это вообще не гарантия победы. У нас есть пример - Сергей Думчев. Его траты, насколько я знаю, в районе 10-12 миллионов долларов на Киев, и он даже не вошел во второй тур. Он разместил около полторы тысячи бордов по Киеву - реклама"Голосуй вдумчиво!" Обычно политической силе хватает полторы тысячи бордов на всю страну. А тут полторы тысяч бордов - на Киев, и вообще никакого результата. Поэтому, для Киева это тоже бешеные деньги, 10-12 миллионов долларов за кампанию - это очень большие деньги, но они были совершенно глупо потрачены, сворованы. И еще, человек, который пошел на выборы, я имею в виду самого Думчева, он же хотел быть уважаемым человеком, чтобы о нем говорили: "О! Вот, он был кандидатом в мэры!" А в итоге он потратил огромные деньги фактически безрезультатно, и теперь о нем думают, что он лох.

То, что будет вложена огромная сумма, не значит, что это принесет победу, вообще не значит. Очень важна стратегия, и таких людей, которые умеют думать с точки зрения страны, очень немного, очень немного понимающих людей. Когда проводят социологические исследования, то смотрят, на какие действия люди реагируют - рейтинг то повышается, то понижается, и ты примерно видишь, как думает страна. На мажоритарных выборах ты должен понимать, как думает вот этот регион, или округ, и ты что-то делаешь, а рейтинг где-то или повышается, или понижается, или стоит, никак не двигается - нужно делать какие-то выводы. Тут нужно думать целой страной, это очень непросто, и у очень небольшого количества людей есть опыт и понимание, как это делается.

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

Политический гик: известный психолог о президентской кампании Гриценко

Почему на президентские выборы Анатолий Гриценко идет сам. Об этом нашему изданию рассказал политический психолог

Такие разные и такие похожие: чем отличаются выборы в США и Украине

У выборов в США и Украине есть немало общего: речь идет о проблемах с низкой явкой населения, а также о персонификации избирательного процесса

Президентские войны: почему рейтинг не главное

Президентская кампания демонстрирует, что не так важен рейтинг, как антирейтинг

Новости партнеров

Загрузка...