Как поступит Зеленский: судьба украинских выборов зависит от комика - политтехнолог
Денис Богуш сделал прогноз на президентские выборы
среда, 14 ноября 2018, 08:17Как олигархи используют свои телеканалы для влияния на выборы и формирования общественного мнения, каких сюрпризов ожидать от президентской гонки и кто же сформирует тройку лидеров, "Апострофу" рассказал политтехнолог, эксперт в сфере стратегических коммуникаций, специалист по антикризисным кампаниям ДЕНИС БОГУШ.
- Одна из основных статей расхода во время выборов - это медиакампания. Кто сегодня из политических сил, конкретных политиков контролирует медиа в Украине?
- Медиа у нас контролируют, по-моему, три политические силы. Самый популярный канал, который бьет всех во всех рейтингах - "1+1" Игоря Коломойского. На втором месте "Интер" - это Левочкин, Хорошковский и Фирташ. Дальше Ахметов - телеканал "Украина". Потом идут три канала Пинчука: СТБ, ICTV и "Новыйканал". Плюс, "112" и Zik, которые сейчас перешли Медведчуку какими-то путями."Прямой" и "5 канал" - это, может быть, какое-то окружение Порошенко, но эти каналы имеют сегментарное влияние. Потому что самый влиятельный канал - "1+1", его гарантировано смотрит каждый вечер минимум десять миллионов человек.
Если говорить о новостных каналах, то по влиянию "112" - на первом месте, а дальше идет уже NewsOne и "Прямой". Говорят, что сейчас "112" - собственность Медведчука, там поменялась и информационная политика, и логика приглашения людей. И самое главное, что политики понимают, как медиа влияет на общественное мнение. Сначала они новостями воздействуют на людей, а потом, когда начнется активная предвыборная кампания, пойдут рекламные ролики.
- То есть, даже если политик или политическая сила - в черном списке, они все равно смогут договориться о рекламе?
- Смотря где. В принципе, да, все договариваются. Просто в момент выборов возникает вопрос равного доступа. И как только возникает равный доступ, вот тогда возникает надзор Нацрадой по телевидению и радиовещанию, которые начинают следить, чтобы не было нарушений. То есть, если жалоба возникает о том, что неравный доступ, то они начинают принимать какие-то меры. Поэтому у "Интера" были вопросы с лицензией, да и у других каналов могут возникнуть подобные проблемы.
- Насколько важны региональные медиа, и как их могут использовать политтехнологи?
- Во-первых, смотря, какие каналы, в каких регионах, насколько они раскручены, насколько их смотрят. Люди, конечно, хотят смотреть новости "свои". Например, в Киевской области есть два очень сильных телеканала: это "Погляд" - Ирпень, Буча, Ворзель, Коцюбинское, Вышгород, и "Крокус" - в Белой Церкви. Они очень "смотрибельные" у себя: где-то 30-40% местных жителей их смотрят, то есть они смотрят новости о событиях своего региона, которые не смогут увидеть по центральным телеканалам. Если эти региональные каналы какую-то политическую составляющую добавляют, то тогда, конечно, они также могут быть инструментом влияния, но это уже не гарантировано. Если местные каналы финансируются властью, то они облизывают власть, и это вызывает такое чувство рвоты, что только бабушки смотрят такое. А если эти каналы держат в напряжении власть, то тогда это интересно, тогда это реальная четвертая власть. И так в очень многих регионах: есть в Запорожье очень активные каналы, в Днепре активные каналы, в Виннице, в Полтаве, в Кропивницком, в Николаеве. Их смотрят и обсуждают, они там являются частью жизни.
- То есть они имеют влияние на местное население?
- Да. Просто вопрос в технологиях, как влияют.
- Есть политики, которые пользуются огромной популярностью в Facebook, имея большое количество подписчиков. Эти политики думают, что их все знают, у них огромный рейтинг, а в итоге побеждают те, кого больше на телевидении светят. Так, кто сегодня больше влияния оказывает - интернет или традиционные СМИ?
- Население бедное, и оно смотрит телевизор уже много лет. Это все иллюзия. Я бы порекомендовал этим кандидатам, которые говорят про Facebook, просто посидеть на избирательном участке с утра до вечера, просто посмотреть в лицо людям, которые приходят голосовать. Ведь эти кандидаты думают о лайках, постах, флешмобах, твиттерах, а приходят на участки пенсионеры, инвалиды, обычные семьи. Это потом очень отрезвляет. Да, социальные сети, Facebook - очень важны, сейчас около 80% молодежи подключены к интернету в стране, но эти люди не интересуются политикой. Нужно сразу понять, что они твой политический ролик не будут смотреть в интернете. Это работает уже больше, но работает исключительно для местных элит. То есть такие же, как ты кандидаты и журналисты, человек сто, сидят в этом городе и в этом Facebook, и друг друга лакают, еще каждый добавляет два-три бота, и у них там вообще отдельная жизнь. Вот кандидат "налайкался", выходит на улицу, а там на лавочке сидят три бабушки, которые вообще не в курсе всего того "движняка", который происходит в соцсетях. Конечно, технологии развиваются и продвигаются, но очень медленно.
- Кто еще, помимо Тимошенко, активно работает с молодежью?
- Все работают с молодежью, просто, такой результат: молодежь все равно не придет на выборы. У Кличко молодая аудитория была всю жизнь. "Народный Рух Украины" работает с молодежью, в БПП есть молодая "Солидарность". У всех есть эти молодежные крылья, и я считаю, такие кадровые резервы нужны. То, что даже эти молодежные крылья смогут привести больше хотя бы на 5% молодежи в их родном городе, это предельно сложная история. Я в выборах участвую с 1998 года, около 30 кампаний провел, причем, я там на каких-то стратегических ролях: или руководитель кампании, или руководитель штаба, всегда я этот фактор учитываю и пытаюсь что-то с ним сделать. Молодежи предельно не хочется идти на выборы. И даже устраивая концерты известных исполнителей… эта молодежь приходит на концерты, она кричит, участвует в разных перформансах и акциях и даже стоит с плакатами. Но сделать личный гражданский шаг: взять паспорт в воскресенье и пойти на выборы - это предельно сложно. Нам еще надо воспитывать молодое поколение. Кстати, молодежи приходит больше на 5-10%, чем, например, десять лет назад, но это зависит от общей явки. Если общая явка на местных выборах - это 40-50%, на общенациональных - это 50-70%, то процент молодежи пропорционально выше, если маленькая явка, то пропорционально ниже.
- А сколько вообще в процентном соотношении у нас молодежи?
- 30%. Я обычно делю на три категории: пенсионеры, их где-то примерно 11 миллионов человек, молодежь, которая может голосовать, и среднего возраста работающие люди, их примерно равные доли. Из пенсионеров приходят 80%, из молодежи приходит 10-15%, а вот вся явка зависит от работающих. То есть, если примерно приходит 50% работающих.
- Чего ожидать нам до Нового года, каких, возможно, интересных и не очень событий в преддверии президентской кампании?
- Все будет так же. Игроков не добавится, будут какие-то гротескные, типа Иво Бобула, или еще кто-то, но все они отпадут в момент регистрации, когда надо будет платить 2,5 миллиона гривен. Тогда мы увидим реальных кандидатов. Я вижу выборы как соревнование Порошенко и Тимошенко. Сейчас рейтинг Порошенко растет, Тимошенко падает, падет рейтингГриценко, потому что ничего не делает. Ему реально огромное количество людей поверило, а никто ничего не сделал. Вся эта оппозиционная бело-синяя ниша падет, потому что раздробилась. То есть, если раньше Рабинович с Оппозиционным блоком и "За життя" объединились и выдвинули кандидатом в президенты Бойко, то он бы гарантировано выходил во второй тур. У Новинского - там вообще полпроцента. А вот Мураев раздробил "За життя", и теперь у бело-синих нет шансов зайти во второй тур. Вот почему Путин так сейчас и нервничает: влияние на церковь уже начинает терять, и влияние на выборах тоже проблематично. Потому что они раздробились и уже точно не выходят во второй тур.
Сейчас уже возникает совершенно другой вопрос: как поступит Зеленский. Если кампания Зеленского выйдет из виртуального мира в реальный, и мы увидим какую-то политическую команду, то у него будут хорошие шансы. Но пока лидирует Юлия Тимошенко со своей командой. И на третьем месте - Петр Порошенко. Я думаю, что будет еще дальше рост Порошенко, если Тимошенко ничего не придумает интересного, если ее не будет поддерживать Медведчук или Путин, как они до этого сделали: Медведчук вообще сказал, что Юлия Тимошенко лучше, чем Порошенко, а Путин сказал, что мы будем договариваться с новой властью, мы с этой не хотим, а с новой мы будем договариваться.
- То есть, вы думаете, что во втором туре антирейтинг Тимошенко может сработать и Порошенко выиграет?
- Тут антирейтинг не так важен, как рейтинг. То есть антирейтинг - это только возможность взлететь быстро. Когда у тебя очень большой антирейтинг, тебе очень сложно в последний момент резко взлететь на категориях "добро" и "зло". А важен рейтинг: если он подрастет у Тимошенко и Порошенко, они будут на равных. Но Порошенко игрок более опытный, и у него есть ресурс. У "Батькивщины" нет ресурса властного в регионах, поэтому Порошенко тут вне конкуренции. Но если будет большой рейтинг у Тимошенко, то она выиграет.
Сейчас очень многие думают, куда бежать: к красным или к синим. Эксперты, местные депутаты, политики наблюдают, кто победит, они сейчас ждут, когда это все будет уже так 50/50. Им очень важно встроиться команду победителя. Потому что, если придет Тимошенко, ей нужны будут новые люди везде: в каждой области, на каждом министерстве - это 1500 человек, которых надо поставить на должности буквально за первый месяц. А БЮТ очень голодный, они уже готовы, но сейчас есть возможность у кого-то еще попасть в топ. Поэтому сейчас такая интересная ситуация.
Я думаю, что к Новому году будет понятно, что именно два этих главных кандидата будут, если Зеленский не выстрелит, и, если Гриценко не сделает какое-то правильное действие. До этого Гриценко делал неправильные действия, то есть у него был высокий рейтинг, но сейчас он сдулся, не смог удержать его, потому что у него нет команды, он ее не умеет строить. Поэтому никаких новых лиц, кроме Зеленского, Порошенко и Тимошенко мы не увидим.