RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Поход на Коломойского: как Рада меняла себе регламент

Новый регламент, принятый под закон о "ПриватБанке", может дать лазейку скандальному олигарху

Новый регламент, принятый под закон о "ПриватБанке", может дать лазейку скандальному олигарху Фото: УНИАН

В четверг, 16 апреля, Верховная Рада с огромными сложностями проголосовала за внесение изменений в регламент. Эти преобразования процедуры работы парламента позволят бороться с "поправочным спамом". Главным образом, в вопросе голосования за печально известный "антиколомойский" законопроект. Обновленный регламент поможет значительно сократить сроки рассмотрения 16 тысяч поправок для принятия данного закона во втором чтении. Впрочем, такое голосование многие нардепы назвали "угрозой парламентаризму". Так ли это, и почему после голосования за закон о запрете денационализации банков нормы регламента могут дать повод олигарху Игорю Коломойскому попытаться отыграть ситуацию назад, разбирался "Апостроф".

После того, как закон о невозврате банков бывшим владельцам нардепы, которые входят в неформальную группу олигарха Игоря Коломойского, забросали рекордным количеством правок – 16381, в парламенте стали искать пути выхода из ситуации. Ведь от голосования за этот законопроект зависит судьба следующего транша Международного валютного фонда для Украины. В частности, как уже писал "Апостроф", рассматривался вариант сгруппировать все правки и голосовать по блокам, что позволяет регламент ВРУ. Еще одним вариантом, который, в частности, озвучивал в интервью "Апострофу" первый вице-спикер ВРУ Руслан Стефанчук – это внесение изменений в регламент, чтобы бороться с "поправочным терроризмом".

"Суть заключается в том, что такую деятельность следует признавать злоупотреблением правом народного депутата, а при наличии такого факта переходить к специальной процедуре рассмотрения законопроекта. И здесь вариантов несколько: голосовать в редакции комитета, или дать возможность народным депутатам и фракциям определиться с количеством поправок, которые они хотят внести. Третий вариант - ограничивать время на выступление: ты можешь подать хоть пять тысяч поправок, но у тебя есть только 30 минут на выступление", - рассказал Стефанчук "Апострофу".

В результате именно с этой идеей депутаты большинства и пришли в сессионный зал. Законопроектом предусматривается особая – упрощенная – процедура рассмотрения законопроектов во втором чтении, если подано как минимум в пять раз больше поправок, чем статей или пунктов в изначальной редакции проекта законодательного акта, но не менее 500 поправок. Чтобы применить особую процедуру, нужно, чтобы 150 депутатов подписали соответствующее предложение, а парламент должен проголосовать за него на заседании 226 голосами. Также в случае принятия Верховной Радой решения о применении особой процедуры у фракций и групп есть два дня, чтобы выбрать пять поправок, не учтенных главным комитетом, на которых она настаивает, и направить их комитету.

Каждый внефракционный народный депутат, поправки которого учтены главным комитетом, имеет право определить всего одну неучтенную поправку, на которой он настаивает, и направить главному комитету. Инициаторам отклоненных поправок дается на выступление до двух минут, а депутатам, которые хотят поставить свою учтенную комитетом поправку на подтверждение — до одной минуты. При этом, специальная процедура не может касаться госбюджета, проектов Кодексов и изменений в Конституцию.

Кроме того, по словам депутата Евгении Кравчук, сразу после вступления в действие этого законопроекта будут зарегистрированы изменения, согласно которым действие закона будет временным и будет увеличен порог для запуска специальной процедуры: с 500 до 1000 правок. Этот же тезис с трибуны Рады озвучил и спикер ВРУ Дмитрий Разумков по результатам совещания с главами фракций. Более того, в СН заговорили о том, что закон будет "временным". Но только после голосования, с помощью внесения в уже действующий закон соответствующих изменений. Хотя изначально "слуги" не хотели идти на эти шаги, с голосами в зале были серьезные проблемы, и представителям президентской фракции пришлось пойти на уступки.

Но это не сильно помогало: 226 голосов за эту инициативу найти не удалось. По словам собеседников "Апострофа" из фракции "Слуга народа", именно поэтому и было перенесено заседание ВРУ, которое изначально планировалось на среду. Шли переговоры с другими фракциями о возможной поддержке инициативы, в частности, с "Европейской солидарностью" и "Голосом". "Мы ищем креативные варианты", - лаконично и интригующе комментировали в "Слуге народа" off-records.

Однако уже в сессионном зале, непосредственно перед голосованием стало понятно, что с креативом не "срослось": стороны не договорились. Народный депутат от "Голоса" Сергей Рахманин заявил, что фракция требует, чтобы законопроект получил статус временного до голосования, а не после. Фактически в СН должны были переподать новый законопроект. На это в президентской фракции, для которой время и так время поджимало, пойти не могли…

О том, что не будут голосовать, заявил и член фракции ЕС нардеп Артур Герасимов. По словам собеседников во фракции "Слуга народа", изначально была договоренность с фракциями ЕС и "Голоса" о том, что они поддержат документ. В частности, фракции "Голос" был предложен вариант именно о временности этого законопроекта. "Но договоренности с "Голосом" сейчас очень нестабильны. То они хотят, то в последний момент меняют свое решение", - прокомментировал "Апострофу" один из нардепов-"слуг".

Позже Рахманин прокомментировал отказ их фракции голосовать недоверием к президентскому большинству. "Имея безусловное доверие к словам главы ВРУ, мы не были уверены, что эти предложения будут воплощены в жизнь, потому что Верховная Рада принимает законы, а не спикер", - прокомментировал нардеп.

В результате из 242 голосов за принятие изменений в Регламент 204 дали "слуги". Еще 10 голосов поступило от внефракционных. Показательно, что 15 голосов дала "Оппозиционная платформа - За жизнь". Причем, большинство голосовавших нардепов относятся к орбите влияния экс-главы Администрации президента Виктора Януковича, представителя так называемой группы "газовиков" Сергея Левочкина, а он, по словам многих собеседников, сейчас в хороших отношениях с главой Офиса президента Андреем Ермаком. "Но у нас и без ОПЗЖ было 227 голосов, это так, для перестраховки", - написал после голосования один из нардепов от СН.

Не обошлось здесь без конфуза. Нардеп от ОПЗЖ Василий Нимченко, которого называют ближайшим соратником кума Путина Виктора Медведчука, в своем выступлении назвал изменения в регламент "антиконституционными", а уже через буквально несколько минут поддержал его.

Впрочем, пока что вступление в силу этого закона на данный момент невозможно, так как почти сразу после голосования, нардеп Александр Дубинский – один из наиболее преданных Коломойскому персонажей в нынешнем созыве Верховной Рады – оперативно зарегистрировал постановление "Об отмене антиконституционных изменений в регламент ВРУ". Теперь это постановление блокирует подпись принятого законопроекта, и его обязана рассмотреть Рада и проголосовать за его отмену. А для этого требуется еще одно внеочередное заседание.

Сам же "антиколомойский" законопроект планируют рассмотреть не раньше мая. Следующее заседание комитета, на котором будут рассматриваться поправки к банковскому закону, состоится 21 апреля. Учитывая цену вопроса – крупнейший в стране банк – этот вопрос может затянуться. Впрочем, транш от МВФ крайне нужен власти, а поэтому вряд ли что-то помешает проголосовать за данный документ.

Но есть другая проблема: голосование депутатов за изменения в регламент, без сомнения, будет опротестовано в Конституционном суде представителями Коломойского. Что в дальнейшем может привести к аннулированию результатов голосования за "антиколомойский" законопроект. Понимают ли это на Банковой? Вполне. И учитывая давнюю дружбу некоторых руководителей страны (в том числе и лично президента Владимира Зеленского) со скандальным экс-владельцем "ПриватБанка", в кабинете главы государства могли просчитать ситуацию наперед. И решить подыграть Коломойскому, дав ему юридическую лазейку. Что же касается МВФ, то и там, похоже, об игре в поддавки догадываются. А значит, будут скрупулёзно оценивать уровень легитимности принятых Верховной Радой решений. И уже после этого решать, нужно ли давать Киеву денег…

Читайте также