В среду, 13 мая, в Верховной Раде выступит с докладом глава Нацбанка Яков Смолий. Несмотря на эффективность работы главного регулятора, в стенах парламента есть "заряженные" депутаты, которые будут пытаться добиться отставки руководителя НБУ. О том, кто стоит за атакой на Смолия, и есть ли основания для перезагрузки руководства Национального банка Украины, разбирался "Апостроф".
Когда Коломойскому не хочется сидеть
В пятницу, 8 мая, председатель Национального банка Украины (НБУ) Яков Смолий выступил с докладом на заседании парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Заседание проходило в режиме видеоконференции. По словам главы комитета Даниила Гетманцева, доклад состоялся по инициативе самого руководителя НБУ. Несмотря исчерпывающий отчет по работе Нацбанка в условиях экономического кризиса вызванного коронавирусом, депутаты настояли на повторном докладе Смолия уже в парламентском зале. Как отметил Гетманцев, комитет вернется к этому вопросу во вторник, 12 мая, чтобы послушать председателя НБУ на внеочередном парламентском заседание 13 мая.
"Апостроф" уже писал о том, что глава парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха из "Слуги народа" выступил инициатором доклада главы НБУ о деятельности регулятора в условия карантина. Соответствующее постановление было зарегистрировано 4 мая. Данная инициатива вызвала разговоры о том, что окружение олигарха Игоря Коломойского пытается оказать давление на Смолия. Несмотря на заверение главы Офиса президента Андрея Ермака в том, что вопрос замены руководства НБУ даже не обсуждается, часть пропрезидентской фракции продолжает оказывать психологическое давление на главу главу Нацбанка.
По словам президента инвестиционной группы "Универ" Тараса Козака, на сегодняшний день наступил критический момент противостояния двух групп – так называемых "проколомойских" и "реформаторов". Главная цель Коломойского - добиться смены руководства НБУ. Дело в том, что Нацбанк и "ПриватБанк" подали против олигарха ряд многомиллиардных исков в Швейцарии, Израиле, США и Украине.
"В Украине дела обстоят попроще, адвокаты олигарха находят возможности защищаться. А вот в США против Коломойского и его партнеров по группе Приват идет расследование по нарушению закона об организациях, действующих под влиянием рэкета и коррупции. Поэтому есть угроза тюремного срока. Сейчас основная задача добиться отзыва этих исков. У Коломойского есть свои люди в окружение президента, правительстве, группа лояльных депутатов в Верховной Раде - все это используется для дискредитации НБУ с целью добиться отставки его главы. Но отставки руководства Нацбанка добивается не только Коломойский. Регулятор поломал мошенническую банковскую схему, когда собственники привлекали средства вкладчиков, а потом банкротили учреждение. Бремя обманутых вкладчиков ложилось на Фонд гарантирования вкладов. Думаю, это тоже часть мести от других бизнесменов", – рассказал "Апострофу" Козак.
По его словам, кроме давления на самого Смолия, присутствуют попытки поменять его заместителей через Совет Нацбанка, тем самым увеличив количество лояльных людей в структуре регулятора. Предстоящий доклад Смолия в стенах парламента по накалу эмоций, может стать психологическим триллером, поскольку в нынешнем созыве достаточно народных депутатов готовых устроить нужное шоу.
Выступление Смолия в Верховной Раде
"Согласно закону, глава Нацбанка может быть уволен по ограниченному списку причин, среди них личное заявление или потеря деловой репутации. Задача заинтересованных лиц в том, чтобы добиться в стенах Рады психологического давления на Смолия, вывести его из равновесия. Как результат можно добиться личного отказа от занимаемой должности или какую-то из его реакций назвать потерей деловой репутации. В законодательстве очень размыто говорится о деловой репутации, поэтому можно прогнозировать решения этого вопроса в судах", – отмечает Козак.
Все идет по плану
Впрочем, как раз с вопросом доверия у Смолия все не так уж и плохо. Согласно данным социологического опроса, проведенного Центром Разумкова, уровень недоверия населения к действиям НБУ буквально за несколько месяцев снизился в два раза. Если в феврале 2020 года регулятору не доверяли более 33% украинцев, то в апреле эта цифра составляла уже 15,8%. Стоит отметить, что эта самый динамичный рост доверия среди центральных органов власти. Для примера, недоверие к действиям правительства сократилось с 36,5% до 25,2%, а Верховная Рада и Национальная полиция, наоборот, увеличили этот негативный показатель до 37,9% и 19,9% соответственно.
По мнению опрошенных изданием экспертов, руководство НБУ демонстрирует эффективные решения в условиях падения экономики Украины, усугубляющегося последствиями ограничений от коронавируса. Регулятору удается удерживать стабильным курс гривны, нет растущей инфляции, а возле банков - очередей вкладчиков.
"Мы отмечаем практически образцовую реакцию НБУ на "коронакризис". Банковская система была подготовлена, ни один банк за это время не начал шататься. По отзывам самих банкиров, регулятор четко разрабатывал инструкции и технические решения для обеспечения финансовой стабильности. Были представлены мероприятия по рефинансированию банков", – рассказывает "Апострофу" исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
По его словам, НБУ правильно отреагировал на валютный рынок, не вводя валютных ограничений, как это было в Турции. Там в результате таргетирования курса лира показала рекордный обвал.
"Хотелось бы отметить, что НБУ не устраивает метаний за курсом, не пытается его удерживать, рынок сам исправляет дисбалансы и гривна остается стабильной. У нас стабильно низкий показатель инфляции, это говорит о том, что регулятор справляется с инфляционной целью", – подчеркивает эксперт.
Здание НБУ
В свою очередь, Козак полагает, что нынешний подход к курсовой политике учитывает ошибки прошлого года.
"Мы помним резкое снижение курса доллара к гривне прошлым летом. Думаю, тогда можно было мягче отпускать его, чтобы не повлечь убытки для наших экспортеров", – отмечает Козак.
В начале апреля НБУ перечислил в государственный бюджет 42,7 млрд гривен своего дохода за прошлый год. Как правило, этот доход перечислялся частями, чтобы не стимулировать инфляцию, но "коронакризис" внес свои коррективы. Позже НБУ снизил учетную ставку до 8%. Это вызвало одобрение в экспертной среде, но позже начало поддаваться критике, мол, давайте еще ниже. Для примера назывались Европейский центральный банк, где учетная ставка вообще нулевая, или Федеральную резервную систему США, где этот показатель составляет 1,75 - 2%. Напомним, уровень учетной ставки представляет собой процент, под который НБУ предоставляет кредиты банкам. Ниже этого процента коммерческие банки не могут выдавать средства клиентам.
Стоит отметить, что регулятор (и это касается всех стран) снижает учетную ставку, чтобы уменьшить стоимость заемных денег, что, в свою очередь, должно способствовать росту деловой активности. Обратной стороной этого является то, что сниженная ставка может привести к раскручиванию инфляции. Однако в условиях снижения потребительского спроса (а в результате кризиса в Украине это произошло) этот риск не столь высок.
По мнению экспертов, у Нацбанка есть, где взять резервы. Экономист Игорь Гарбарук отмечает, что на руках у населения сотни миллиардов гривен, и НБУ и Минфин могли бы вернуть их в экономику.
"Эти 400 млрд гривен не идут в экономику, прибавьте сюда 16 млрд долларов, которые заробитчане перечислили в Украину. Нацбанк совместно с Минфином и Минэкономики должен стимулировать население, нужны программы привлечения этих средств в экономику под государственные гарантии. Мне кажется, у нашего экономического блока нет стратегического взгляда на ситуацию. Нацбанк зациклился только на монетарной политике", – рассказал "Апострофу" Гарбарук.
Тем не менее, по мнению экспертов, работа нынешнего руководства НБУ является наиболее эффективной за все годы независимости Украины. Несмотря на экономический кризис и пессимистические прогнозы для страны, курс валюты остается стабильным, уровень инфляции низким, а под НБУ нет обманутых вкладчиков. И уже в скором времени мы сможем увидеть, что для народных депутатов является приоритетом – национальный интерес или помощь политическому инвестору.