Отношения между Киевом и Минском продолжают ухудшаться. После принудительной посадки в аэропорту "Минск" рейса Афины-Вильнюс компании Ryanair и задержания белорусского оппозиционера Романа Протасевича. Киев запретил авиационное сообщение с Беларусью и полеты над этой страной, поддержав позицию европейцев. На этом фоне "минский процесс" урегулирования конфликта на Донбассе рискует окончательно превратиться в дипломатическую фикцию. Почему россиянам выгодно такое развитие событий и каковы возможности у Киева найти альтернативу Минску в качестве переговорной площадки, читайте в материале "Апострофа".
Авиационная блокада
С полуночи 26 мая Киев прекратил авиационное сообщение с Беларусью. Отечественным авиакомпаниям и самолетам запретили заходить в воздушное пространство соседнего государства.
"Ситуация с принудительной посадкой самолета компании Ryanair в Минске является нарушением Конвенции о международной гражданской авиации. Решение нашего правительства направлено на обеспечение безопасности полетов и пассажиров", — пояснил премьер-министр Денис Шмыгаль.
Таким образом Киев поддержал решение государств Евросоюза, рекомендовавшим своим авиаперевозчикам не летать над Беларусью.
МИД Беларуси в ответ направил Киеву ноту протеста, назвав решение о запрете полетов "авиационной блокадой", которая вредит экономическим интересам Украины. "И как бы это прискорбно ни было, наша соседка Украина бежит впереди планеты всей, стремясь заслужить похвалы от известных покровителей. Все это нельзя назвать иначе, как глумление над соседом, который никогда не доставлял проблем, строя конструктивные отношения. Фактически царит закон джунглей. Такой подход совершенно неприемлем не только с точки зрения международного права, но и элементарных позиций нравственности и морали", - заявил глава МИД Беларуси Владимир Макей, комментируя решения Киева.
Читайте также: Беларусь без головного мозга: чем опасны для Украины санкции против Минска
Точка невозврата
Шансы на нормализацию украинско-беларуских отношений в ближайшем будущем стремятся к нулю. При этом даже запрет на полеты в Беларусь особо не ухудшит отношения Киева и Минска. Они уже и так существенно испорчены. Причем с подачи самого белорусского диктатора, говорит "Апострофу" политический эксперт, глава Центра содействия реформам Георгий Чижов.
"Александр Лукашенко первым пошел на конфликт с Киевом. В самом начале протестов в Беларуси наши власти вели себя осторожно, стараясь его не дразнить. Как-никак, но власти Беларуси формально сохраняли нейтралитет в вопросах Донбасса и отказались признавать Крым "российским". Лукашенко не оценил такой деликатности, обвинив Украину, наряду с Литвой и Польшей в организации протестов. Он поставил Киев в один ряд с государствами, который беларуский режим считает своими врагами. И только после этого пошла реакция со стороны Украины и отказ признавать итоги президентских выборов в Беларуси", - отметил эксперт.
Осенью прошлого года Александр Лукашенко "наехал" на Украину, сославшись на "сведения", которые ему подсунул Кремль. Глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Киев якобы финансирует протесты в Беларуси и направил в соседнее государство "200 экстремистов".
Читайте также: От Лукашенко отворачиваются все, а русские его уже слили - пресс-секретарь Тихановской
Больше не посредник?
На фоне запретов на авиаперелеты между странами вызывает опасение дальнейшая судьба Минска, как переговорной площадки по урегулированию конфликта на Донбассе. "Минск уже не рассматривается как нейтральная площадка. Даже теоретически. Августовская ситуация прошлого года, непризнание итогов президентских выборов в Беларуси и нынешняя история с самолетом Ryanair - основные факторы, которые принципиально не позволяют вести какие-либо переговоры при содействии Минска. Решение принудительно посадить авиаборт имеет признаки действий государства-террориста", - заявил в комментарии "Апострофу" дипломат, посол Украины в Беларуси в 2010-2011 годах Роман Безсмертный.
Александр Лукашенко до последнего держался за Украину. В 2014 году он, благодаря кремлевской агрессии, в один момент из "последнего диктатора Европы" превратился в респектабельного посредника, к которому верхушка ЕС едет на переговоры о войне и мире.
Даже публичные заявления украинских политиков и дипломатов о поиске замены Минску, не смущали беларуского диктатора.
"Слушайте, вы считаете, что работа Трехсторонней контактной группы – подарок Лукашенко? Да, нет. Тогда попросили президенты Порошенко, Путин. Все согласились, что да, в Минске. Это близко и политически выгодно. Обеспечивали все, что только украинцы хотели. Говорят, есть желание в другое место перенести. И ради Бога. Если Украине это выгодно и пойдет на пользу, мы будем только приветствовать", – говорил Александр Лукашенко на встрече со скандальным украинским нардепом Евгением Шевченко.
Подобные заявления были политическим кокетством, так как в администрации Лукашенко понимали, что найти замену Минску будет непросто из-за позиции МИД РФ. Но после истории с захватом Романа Протасевича и экономических санкций со стороны ЕС, вопрос поиска другой площадки может встать ребром.
"Посредничество Минска - это скорее дипломатическая метафора. Минск стал одним из символических мест международных переговоров, учитывая опыт переговоров по Нагорному Карабаху. Но Беларусь как государство и белорусская дипломатия не являются посредниками по Донбассу, эту роль выполняет ОБСЕ. Кстати, было бы логично, если бы именно ОБСЕ занимались выбором мест дальнейших переговоров, что снизило бы излишний символизм и спекуляции на названиях документов", - заявил в комментарии "Апострофу" политический эксперт, руководитель Strategic Group Sofia Андрей Ермолаев.
Кремлевские интересы
Пока ситуацию "спасает" то, что общение сторон в ТКГ проходит в онлайн-формате и туда не нужно лететь. Теоретически Киев может направлять в Беларусь делегации спецрейсом, но общую ситуацию с переговорами это вряд ли изменит.
"Следует ли искать альтернативу Минску? В нынешней ситуации, в которой оказался переговорный процесс (по Донбассу - "Апостроф"), говорить о необходимости поиска другой площадки не приходится. Из-за позиции Кремля переговоры утратили содержание. Фактически после нового года все обсуждают форму (кто будет говорить и с кем), но никто не обсуждает, о чем именно следует говорить. В Кремле в ответ на предложение президента Зеленского о двусторонней встрече открыто сказали, что Донбасс обсуждать не намерены. Подобные заявления перечеркивают любые надежды на содержательный разговор", - добавил Роман Безсмертный.
Москва - основной выгодоприобретатель от конфликта Александра Лукашенко с Украиной и европейцами. Президент Владимир Путин получает существенные рычаги влияния на Минск, выжидая повода для жесткого политического удара по Киеву.
"Разбить процесс выполнения договоренностей на отдельные кластеры - здравая идея. Вопрос в принципиальных расхождениях (выборы в ОРДЛО, контроль над границей), а также в наличии политический воли. Если бы Кремль продемонстрировал реальную готовность урегулировать конфликт с выводом с территории Донбасса военных и вооружений, переговоры вышли бы из тупика. Пока же мы продолжаем наблюдать попытку втолкнуть ОРДЛО в Украину на странных российских условиях", - говорит Гергий Чижов.
Кремль, затягивая Беларусь под свой контроль, еще ближе подбирается к Украине. Если россияне еще и продавят размещение в Беларуси военных баз, Киев получит под боком потенциально враждебное государство. Соответственно, у Москвы появится больше возможностей устроить очередную "Новороссию", ударив с юга, востока и севера одновременно.