Мирные переговоры, которые и без того походили на имитацию, снова зашли в тупик. Европейцы обсуждают гарантии безопасности, которые они, скорее всего, сами не смогут выполнить. США ждут встречи президентов Украины и России, которой, скорее всего, никогда не будет.
Я попытаюсь проанализировать, что могли бы сделать США и ЕС уже сейчас, чтобы реально помочь закончить эту войну. Сценарий привлечения военных из стран НАТО в боевые действия в Украине сознательно не рассматривается из-за его фантастичности.
1. Расширение санкций и включение в санкционные списки энергетических гигантов — ЛУКОЙЛ и Роснефть.
Только эти две компании обеспечивают около половины российского экспорта сырой нефти. Санкции против них существенно сократили бы доходы Кремля, а на фоне долговременного падения экономики это значительно усложнило бы финансирование войны.
2. Усиление контроля над действующими санкциями.
В первую очередь, речь идет о контроле технологического экспорта — подобно тому, как во времена холодной войны действовал Координационный комитет по контролю за экспортом (CoCom).
Весь технологический экспорт из стран ЕС должен контролироваться от первого покупателя до последнего. Сегодня этот процесс фактически бесконтролен, поэтому в русских дронах мы видим американские, французские, германские детали. На самом деле даже обращение лекарственных средств контролируется лучше, чем поставки французских оптических прицелов или европейских станков. А экспорт в третьи страны, подозреваемые в обходе санкций (этот список должен быть официально определен), должен строго квотироваться и лимитироваться.
3. Замена запрета на вывод капитала из России на ограничение.
Война стоит дорого. Проблема в том, что денег у России много. После запрета на движение русского капитала средства остались в России и практически употребляются для финансирования войны. Рациональнее было бы разрешить ограниченный доступ к этим деньгам, но со строгим запретом их возвращения в Россию.
4. Принятие законопроекта Линдси Грэмма.
Даже без 500% санкционных тарифов на покупателей российской нефти там много полезных вещей. Например, превращение американских санкций, которые ныне носят временный характер и ежегодно продолжаются президентом (Трамп в свое время продлил оба пакета), в постоянные.
Постоянные санкции Конгресса отменить очень сложно. Например, поправку Джексона-Вейника, принятую в 1974 году в отношении СССР, отменили для Украины в 2006-м, а для России — только в 2012 году.
5. Институционально определить вооруженные силы Украины как основу вооруженных сил ЕС.
Сейчас у ЕС нет собственной армии. События после 2022 показали, что даже национальные армии в большинстве стран фактически небоеспособны. Помнится история, когда на всю Испанию не смогли найти ни одного исправного танка.
Поскольку опросы во многих странах ЕС показывают, что граждане не готовы воевать даже за собственное государство, оптимальной гарантией безопасности для Европы стало бы создание своей армии на базе ВСУ. В этом случае финансирование, подготовка, обеспечение и управление украинской армией будут проходить на средства ЕС. Сам факт, что украинский солдат получает зарплату европейского военного, поможет как в вопросе пополнения личного состава, в том числе иностранцами, так и в привлечении квалифицированных гражданских на важные военные должности — как это практикуют в США (например, Марк Милли, до конца 2023 года возглавлявший командование сил армией США).
Далее можно говорить о технических вещах: плотное минирование всей линии разграничения на десятки километров вглубь, развитие собственного производства оружия, включая средства ПВО и крылатые ракеты. Но начать с этих пяти пунктов:
расширение санкций,
превращение временных санкций в постоянные,
более жесткий контроль за их соблюдением,
стимулирование оттока капитала из России,
создание армии ЕС на базе ВСУ параллельно с развитием оборонно-промышленного комплекса Украины и Европы.
Фактически это и можно зафиксировать в будущих гарантиях безопасности