RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Чистка не вышла за рамки документа

Закон о люстрации оказался неэффективным

Закон о люстрации оказался неэффективным Закон о люстрации не повлиял на расстановки сил в будущей Раде Фото: Владислав Содель

Даже если бы закон «Об очищении власти» был подписан и включал в себя норму о проверке кандидатов в народные депутаты, под его действие подпали бы всего шесть человек из условно проходных частей списков партий. К таким выводам пришли эксперты Международного центра перспективных исследований. По их мнению, это говорит о несовершенстве люстрационного закона, не решающего актуальных проблем. В то же время эксперты в целом положительно оценили появление новых лиц в избирательных списках партий.

Сегодня Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) представил результаты своего исследования «Какой была бы Верховная рада, если бы люстрация состоялась». Эксперты проанализировали, насколько мог бы измениться состав будущего парламента, если бы кандидаты в депутаты подпадали под действие люстрации. Отметим, что из принятого Верховной радой 16 сентября, но еще не подписанного президентом закона «Об очищении власти», перед вторым чтением была изъята норма об обязательной проверке кандидатов на выборные должности.

За две недели с момента принятия документа эксперты МЦПИ проанализировали как кандидатов, выдвигающихся по партийным спискам, так и в мажоритарных округах. «Мы провели первое в Украине исследование того, как именно депутаты, голосовавшие за “Диктаторские законы” 16 января, пытаются снова пройти в Верховную раду»,– заявил ассоциированный эксперт МЦПИ Роман Мельник. Большинство пытается сделать это в мажоритарных округах. Больше всего таких политиков зарегистрировалось в Харьковской и Днепропетровской областях. «“Домашние” для большинства депутатов, голосовавших за “законы 16 января”, Луганская и Донецкая области пребывают в зоне АТО, и кандидаты не хотят рисковать своим шансом снова попасть в парламент. Потому они решили баллотироваться в соседних регионах»,– объяснил эту ситуацию господин Мельник. Кроме того, сравнительно много таких кандидатов оказалось в Волынской и Одесской областях. В то же время ни один из них не рискнул побороться за депутатский мандат в Киеве.

Напомним, на выборах 2012 года кандидаты от Партии регионов победили практически во всех избирательных округах Харьковской и Днепропетровской областей, а также в других областях юга и востока Украины. Большинство из них на досрочных выборах в Раду баллотируются по тем же мажоритарным округам в качестве самовыдвиженцев. В частности, в Харьковской области в 168-ом избирательном округе баллотируется депутат фракции «Партии регионов» Валерий Писаренко, а в 172 округе – депутат группы «Экономическое развитие» Владимир Мисик. В Днепропетровской области баллотируются народные депутаты фракции «Партия регионов» Евгений Морозенко (28 округ) и Дмитрий Шпенов (37 округ). В 46 округе Донецкой области баллотируется внефракционный депутат Сергей Клюев, а в 135 округе Одесской области – также внефракционный депутат Сергей Кивалов.

По мнению политолога Владимира Цыбулько, в этот раз повторение ситуации 2012 года исключено. «Сейчас использование кандидатами админресурса в том объеме, в котором он использовался в 2012 году Партией регионов, вряд ли возможно»,– уверен эксперт. По его словам, раньше кандидаты от Партии регионов были фактически безальтернативными, однако сейчас, в условиях более прозрачной политической конкуренции, их поддержка будет значительно слабее. Не поможет им и практика подкупа избирателей, в том числе продуктовыми наборами, ранее пользовавшаяся широкой популярностью. «“Гречка” возможна, только если прокуратура и суды закроют на это глаза, но сейчас, в условиях конкурентной борьбы, оппоненты пытающихся осуществить подкуп кандидатов будут очень громко об этом говорить»,– считает господин Цыбулько.

Эксперты МЦПИ проанализировали также избирательные списки партий, имеющих, по сводным данным нескольких социологических исследований, шанс преодолеть пятипроцентный барьер на парламентских выборах 26 октября. При этом оценивалась только проходная, согласно этим же сводным данным, часть списков. Критериями исследования послужило соответствие кандидатов требованиям закона «Про очищение власти», голосование ими за «законы 16 января» и отсутствие у них опыта работы на высоких государственных постах и в парламенте. Согласно данным экспертов центра, в случае если бы кандидаты в депутаты подвергались люстрации, в полном объеме в парламент прошли бы представители партийных списков Радикальной партии, «Батькивщины», «Гражданской позиции» и «Народного фронта». В «Блоке Петра Порошенко» из 90 условно проходных кандидатов под люстрационные критерии не подходят двое, а в «Сильной Украине» из 15 кандидатов – четверо. В то же время, 7 из 15 кандидатов от «Сильной Украины» голосовали за «законы 16 января». «Из проанализированных 226 депутатов только 6 не прошли бы в Раду по люстрационным критериям,– подвел итог Роман Мельник.– Это говорит о том, что закон достаточно “дырявый”, он не решает актуальных проблем и фактически создан под выборы».

«Закон о люстрации действительно является спорным, так как содержит ряд норм, которые тяжело реализовать на практике»,– уверен бывший глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. Однако, по его мнению, если бы закон сейчас был принят с нормами, предполагающими проверку кандидатов в депутаты, это парализовало бы избирательный процесс. «Я не представляю себе, каким образом формировались бы списки, в результате выборы просто бы не состоялись,– заявил господин Черненко.– В любом случае, такой закон точно не был бы подписан до выборов».

Выводы экспертов МЦПИ относительно соответствия партийных списков критерию отсутствия опыта работы во власти оказались более оптимистичными, чем в случае с люстрационным критерием. «События “Евромайдана” сформировали чрезвычайно высокий спрос украинского общества на новые лица»,– заявила директор Департамента внешней политики МЦПИ Елена Захарова. В относительном измерении рекорд здесь принадлежит Радикальной партии – 80% ее «проходных» кандидатов (20 человек) идут во власть впервые. В то же время наименее обновленным оказался список партии «Батькивщина» – только 13,5% кандидатов (шесть человек) из условно проходной части списка ранее не работали во власти. И хотя, согласно данным центра, к «новым лицам» можно отнести менее 40% представленных в списках кандидатов, эксперты отмечают в целом положительную тенденцию в этом вопросе. «Если раньше обновление списков осуществлялось с помощью певцов и спортсменов, то на сей раз оно происходит в основном за счет общественных активистов и военных командиров»,– подчеркнула госпожа Захарова.

Читайте также