Работа политиков на повышение своих рейтингов последние полгода хорошо чувствуется. Однако на Банковой и в Раде недавно неустанно уверяли: никаких голосований до окончания войны. Все же заявления представителей команды нового президента США постепенно подталкивают власть к дискуссии. В первую очередь, она касается вопросов, когда проводить выборы и как к ним правильно подготовиться. Что касается подготовки – конь не валялся, работы очень много. Представители общественного сектора призывают к разработке подходов, позволяющих минимизировать риски. Какие именно и с чего начинать – в материале "Апострофа".
Тема подготовки к выборам в Украине поднимается давно. "Есть предвыборная риторика, и все потенциальные игроки включились в эту политическую парадигму, ощущением конкурентности они менее сфокусированы на целях и задачах, больше на выгрызании своего электорального поля. Это происходит в Украине в течение полугода”, - говорит “Апострофу” председатель правления гражданской сети “Опора”, которая 20 лет следит за организацией выборов Ольга Айвазовская. По мнению спецпредставителя США по Украине и России Кита Келлога, Украина должна быть готова провести выборы даже во время войны. Впрочем, аргумент - Штаты также когда-то имели выборы, несмотря на военные действия, - довольно полемичен. Как известно, для этого Украине нужна приостановка военного положения, что, по словам Президента Украины Владимира Зеленского, чревато потерей армии и станет поводом для контрнаступления врага.
Впрочем, не секрет, что соответствующие органы уже приступили к подготовительной работе. Так, Центральная комиссия еще прошлой осенью взялась за актуализацию данных об избирательных участках и еще раньше – об избирателях. В общем, сейчас как никогда страна близка к реальному проведению выборов. "Вопрос выборов актуален, очевидный для меня, как раз этот год - это реально год, когда они могут состояться, в отличие от предыдущих двух, когда все говорили, что нас кто-то к чему-то склоняет, а этого не было в природе", - считает Айвазовская.
Как пояснил первый заместитель председателя ВРУ Александр Корниенко, депутаты не занимались подготовкой законодательства для выборов из-за "нехватки доверия между политиками".
Однако посыл из Белого дома, похоже, дает толчок к действиям нашим политикам. Да, Айвазовская предполагает, что правовой режим военного положения может быть смягчен, что позволит проводить выборы. Однако им предстоит большой подготовительный процесс. "Прежде всего, в Украине должен быть отдельный специальный закон, учитывающий все вызовы безопасности, касающиеся выборов, в том числе после объявления режима прекращения огня, если таковой будет. Потому что очевидно, что правовой режим военного положения может быть смягчен в какой-то форме. Тем не менее – это не приведет к покою безопасности… Это все должно быть учтено в законе и касаться как процесса кампании, так и непосредственно дня голосования”, - прокомментировала собеседница издания.
В Раде соглашаются, что пора бы закатить рукава и готовить законодательство, причем сразу с позиций максималиста. “За что мы должны взять ответственность - чтобы при всех возможных внешних условиях, какие бы они ни были, мы искали взаимопонимания вокруг того, чтобы этот закон удовлетворял не просто Копенгагенские критерии, что мы нормальный страна-кандидат как член в ЕС, а мы должны сделать все, чтобы все возможные требования, о которых мы всегда говорим, что подойдем. - имели шанс выполняться”, - сказал Корниенко.
Вероятно, самый первый вопрос, на который придется ответить и, возможно, не только Верховной Раде, - как организовать проведение голосования конституционным способом? "Проводить выборы во время военного положения, если оно уже не будет во время горячего режима войны, не можем , - объясняет эксперт по вопросам конституционного права Юлия Кириченко. - Потому что согласно Конституции есть раздел третий, который устанавливает демократические принципы проведения выборов и их нельзя соблюдать во время военного положения. Более того – есть статья, позволяющая ограничить избирательные права, которая их и ограничивает. Закон Украины о правовом режиме военного положения опирается на Конституцию, соответственно, такая отмена будет неконституционной. Это, по моему мнению, предстоит решение Конституционного суда. Но почти очевидно, оно будет. Потому что КС посмотрит на практику других стран – и во всех демократических странах есть запрет проводить выборы во время экстраординарных режимов”.
Второй вопрос - подготовка спецзакона, который учел бы все риски безопасности, которые могут возникнуть даже при прекращении огня. Это террористические акты на избирательных участках, минная опасность при транспортировке избирательных бюллетеней и т.д. Для этого гражданские активисты рекомендуют провести полевой аудит безопасности.
Кроме того, надо понимать, что даже при прекращении огня, скорее всего, не будет 100% демобилизации военных, предполагают в ОПОРЕ, а голосование в окопах - невозможно в принципе. Вместе с тем важно обеспечить военных не только право избирать, но и право быть избранным. Как это сделать – вопрос открыт. А могут ли быть избраны те, кто уехал за границу во время войны? "Думаю, по цензу выдвижения будет дискуссия в обществе. Это не будет дискуссия между депутатами, – рассуждает Корниенко. - [Дискутироваться выдвиженцы] начиная с села и заканчивая президентом”.
Также в контексте избирательного ценза важно решение о запрете пророссийских сил. "Пока выглядит, что это история, которая не очень будет восприниматься. Что нам из таких решений скажут потом наблюдатели наружу”, - отмечает нардеп.
При подготовке к выборам следует учесть, что провести президентские, парламентские и местные выборы в один день на практике невозможно, особенно на зарубежном округе. "Точно нужно раннее голосование, оно в один день не состоится. Если мы не найдем баланс между количеством участков, которые мы не можем открыть где угодно, где нам захочется… Продолжительность голосования нужно пересматривать, и это должно состояться до завершения действия военного положения”, - отмечает Айвазовская.
ЦИК уже начал работу в заграничном избирательном округе, однако в ведомстве ожидают "поддержки" со стороны парламента. "Сейчас подготовленные проекты, скоро будем рассматривать. Они по образованию, ликвидации избирательных участков за границей , - рассказал "Апострофу" член ЦИК Сергей Постовой. - Два избирательных участка закрываются, дополнительно образуются четыре новых избирательных участка - один - в Албании, один - в Гане, один - в Польше и еще один в США. Для 10 меняются границы заграничных избирательных участков, также будет изменение адреса помещений для голосования за границей – для 24”.
Организация голосования через "Дію" пока не рассматривается, говорят в ЦИК. "Это будет балаган, - комментирует "Апострофу" политолог Андрей Золотарев. - В этих условиях это нельзя делать”.
Зато есть идея ввести для уехавших за пределы государства украинцев принцип активной регистрации, когда сами граждане обращаются и меняют регистрацию на заграничный избирательный округ. “Мое личное мнение – идея нравится , – говорит заместитель председателя ЦИК Виталий Плукарь. - Это переосмысление роли избирателей. Поствоенные выборы будут очень важны для нашей страны и активная роль избирателя, выявление желания участвовать в управлении государственными делами – это, вероятно, тоже будет показателем успешного будущего нашей страны”.
Также правительству и нардепам придется найти деньги на выборы, если они будут проходить в этом году – в бюджете-2025 ресурс под это не заложен.
В целом выше описан не полный перечень вопросов организации и проведения выборов, на которые нужно дали ответы. И чем раньше в Раде начнут разгребать – тем лучше. "Если мы желаем, что это были выборы, а не очередной эпизод сериала "Слуга народа", нужно, чтобы Совет работал 24 часа 7 дней в неделю", - резюмирует Золотарев.