Украина включилась в новый формат сотрудничества с Польшей и Литвой, который хоть и обещает солидные перспективы, но имеет ряд препятствий. Первая встреча министров иностранных состоялась 29 января. Какие экономические и политические плюсы может принести работа в Люблинском треугольнике, что стоит на пути успешного сотрудничества, и возможна ли новая история успеха для Украины вследствие более тесного регионального сотрудничества с Польшей и Литвой, разбирался "Апостроф".
Несмотря на то, что создание Люблинского треугольника произошло в июле прошлого года, из-за эпидемиологической ситуации первая встреча в этом формате случилась 29 января 2021 года в формате видеоконференции. Министры иностранных дел Украины, Польши и Литвы озвучили планы сотрудничества в сфере политического и военного сотрудничества. Преимущественно акценты делались на том, что Варшава и Вильнюс поддерживают курс Украины в ЕС и НАТО, а также осуждают действия Российской Федерации в Крыму и на Донбассе.
Впрочем, подобный формат может не только оказаться очередным местом для высказывания официальных позиций, у Люблинского треугольника очень много как политических и военных, так и экономических перспектив. Но перспективы могут стать реальностью только в случае, если работа в этом направлении будет последовательной и активной. Иначе нас ждет очередной пшик.
Ключевой элемент для Люблинского треугольника
Кроме традиционных заявлений Польши и Литвы о поддержке Украины обсуждались варианты углубления военно-политического сотрудничества. Так, например, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба предложил создать формат совместных регулярных докладов Люблинского треугольника по актуальным гибридным угрозам со стороны России, а также совместными усилиями приобщать в регион США для усиления безопасности в Европе.
Как отмечает заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь, Украина, Польша, и Литва традиционно близки в секторе безопасности, и в этой сфере у нас меньше всего разногласий и проблем.
"Если говорить о политике, истории или экономике, то можно искать и находить конфликтные вопросы, но как раз именно в сфере безопасности у нас исключительно позитивная повестка дня. У нас есть общая с Польшей и Литвой миротворческая бригада. Сейчас есть возможность двигаться далее и уже на стратегическом уровне развивать сотрудничество в сфере безопасности: в оборонно-промышленной сфере, в военно-техническом сотрудничестве и по вопросам переоборудовании вооруженных сил. И здесь можно говорить о том, что это будет абсолютно синергетический процесс, поскольку Украина находится на переднем крае, как в отношении развития вооруженных сил, так и в развитии военной техники, потому что ВСУ сейчас ведет войну с Россией, и поэтому Украина постоянно вынуждена заниматься развитием четко определенных вооружений и поиском конкретных решений для поставленных заданий. Поэтому Украина может в свою очередь давать Литве и Польше огромный пласт информации для исследования, и совместно извлекать уроки из вооруженного конфликта с Россией на Донбассе", - сообщает Михаил Самусь.
С тем, что у проекта есть потенциал соглашается и директор Института мировой политики Евгений Магда.
"Люблинский треугольник опирается на польско-литовско-украинскую бригаду, которой уже более 5 лет. То есть у нас есть уникальный опыт сотрудничества, а мы понимаем, что на уже существующий опыт сотрудничества легче "нанизывать" новые проекты, новые решения", - считает эксперт.
В тоже время, военный эксперт Михаил Самусь полагает, что странам Люблинского треугольника следует изучать новейшие уроки ведения войны и использования новых систем для трансформации вооруженных сил. Как пример эксперт приводит уроки противостояния в Нагорном Карабахе.
"В ходе войны в Нагорном Карабахе, где Армения воевала с использованием советской и постсоветской тактикой, а Азербайджан воевал сетецентрическим методом (повышение боевых возможностей за счёт инфокоммуникационного превосходства, объединяя все подразделения в единую сеть, – Апостроф), в итоге ярко проявилось преимущество последнего. Как раз для Украины, Польши и Литвы это может пригодится чтобы развивать ВС по новейшим моделям", - рассказывает эксперт.
Польские военные во время парада ко Дню Независимости в Киеве, 24 августа 2017
Несмотря на планы развивать дальнейшее сотрудничество, со стороны Литвы и Польши было оказано немало помощи в вопросах безопасности. К примеру, Литва помогает Украине выстраивать территориальную оборону, выбирать ту модель, которая будет подходить нам чтобы адаптированным под наши реалии.
"Литва является одним из "провайдеров" наилучших практик территориальной обороны. Польша в свою очередь имеет достижения в своей модели территориальной обороны, с которой также можно ознакомится, и сравнить – какие плюсы и какие минусы. Кроме того, Польша имеет свои успехи в развитии оборонной промышленности, и Украина может с ними сотрудничать в сфере вооружений и военной техники. Также речь идет о сотрудничестве в реформировании спецслужб и вооруженных сил, переход на новые стандарты функционирования штабов, системы управления и связи. То есть Украина может получить много полезного, и она уже получает поскольку, повторюсь, у нас уже давно существует общая бригада, которая постоянно служит для того, чтобы обмениваться опытом и нарабатывать общие подходы использования вооруженных сил", - отмечает Самусь.
Экономические перспективы
В Люблинском треугольнике представлены сразу два сильных и важных для украинской экономики игрока. Как отмечает в комментарии "Апострофа" директор программы экономической дипломатии "Украинской призмы" Татьяна Зосименко, Польша и Литва – не только постоянные союзники Украины в ее евроинтеграционных стремлениях, но и важные торговые партнеры и бенефициары совместных инфраструктурных проектов в регионе.
"Польша является второй в общем списке стран по объемам товарооборота, а Литва формирует для нас наибольшие объемы торговли среди стран Балтии. Впрочем, и с Польшей, и с Литвой у нас есть наработанные механизмы экономической дипломатии, поэтому неожиданного прорыва в торгово-инвестиционной сфере под влиянием нового формата, скорее всего, не произойдет. Речь скорее идет о благоприятном политическом импульсе к развертыванию проектов в сфере энергетики, транспорта, цифровизации, прежде всего в рамках более широкой инициативы Триморья (Балто-Адриато-Черноморская инициатива - объединение двенадцати государств Европейского союза, расположенных в Центральной и Восточной Европе, - "Апостроф"). В то же время, судя по официальным результатам первого онлайн-заседания Люблинского треугольника, в повестке дня доминировала больше безопасность, чем экономические вопросы. Оправдаются ли эти ожидания, станет более понятным после обнародования дорожной карты ключевых инициатив и мероприятий на 2021 год", - отметила эксперт.
В то же время, по мнению экономического эксперта Татьяны Зосименко, несмотря на то, что в целом предпосылки для экономического взаимодействия Украины, Литвы и Польши можно назвать благоприятными, существуют и проблемы.
"В случае с Польшей имеем ряд болезненных исторических и этнополитических вопросов, сдерживающих и экономическое сотрудничество. Относительно общих проектов с привлечением ресурсов Триморья, на пути могут стать как финансовые (например, недонаполненность Инвестиционного фонда), так и политические факторы (дисгармония интересов стран-участниц и крупнейших доноров). При таких исходных условиях Украине нужно определиться с перечнем проектов, в которых она видит себя в партнерстве с Литвой и Польшей, четко сформулировать свои возможности генерировать в них добавленную стоимость и лоббировать соответствующие инициативы в рамках Люблинского треугольника", - сообщает экономический эксперт.
Встреча президентов Украины и Польши
Насколько серьезны намерения Польши и Литвы?
Главы МИД Литвы и Польши уже подтвердили готовность своих государств принять участие в ее учредительном саммите, запланированном на август 2021 в Киеве. Однако при любом формате всегда присутствуют опасения относительно заинтересованности участников в достижении конкретных целей. Впрочем, директор Института мировой политики Евгений Магда считает, что есть предпосылки считать, что Польша и Литва серьезно относятся к данному проекту.
"Мне кажется, достаточно показательным тот факт, что первая сессия состоялась спустя полгода после образования Люблинского треугольника. Также показательно, что поменялись два министра иностранных дел – польский и литовский, но все равно Люблинский треугольник продолжил существовать и начал свою предметную работу. Это положительный момент, поскольку это показало, что Варшава и Вильнюс относятся к данному формату серьезно. Кроме того, стоит внимания упоминание Дмитрия Кулебы о потенциале участия в этой организации демократической Беларуси, а также участие в качестве приглашенной гостьи Светланы Тихановской. Это символизирует то, что страны обозначили вектор развития, и полагаю, что перспектива в этом проекте есть", - считает Евгений Магда.
Однако, по мнению военного эксперта Михаила Самуся, результаты работы Люблинского треугольника будут зависеть от активной работы всех участников.
"Идея Люблинского треугольника очень хороша, и в принципе данный региональный проект имеет очень большие перспективы, но это зависит и от активности других участников формата. Я считаю, что это возможность для Украины проявления своей геополитической, внешнеполитической и военно-политической позиции в регионе. Это один из способов реализации Украины как субъекта региональной политики", - подытожил эксперт.
Таким образом, Люблинский треугольник может стать успешной историей регионального сотрудничества, однако для этого следует еще многое сделать. Кроме того, в ближайшие несколько лет, возможность показать себя как стратегического партнера будет не только у Украины. К примеру, в 2022 году в ОБСЕ будет председательствовать Польша, что может стать удачным временем для углубления отношений между нашими странами, в том числе и в формате треугольника.