Почти семь лет назад было подписано Соглашение об Ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Сегодня стороны готовы пересмотреть некоторые положения договора, но, похоже, Киев и Брюссель видят этот процесс немного по-разному. "Апостроф" разбирался, чего ждать от заседания Совета ассоциации Украина-ЕС, который пройдет в Брюсселе 11 февраля.
В Брюсселе 11 февраля проходит заседание Совета ассоциации Украина-ЕС. Согласно информации на сайте Европейского Совета, стороны обсудят выполнение соглашения об ассоциации, в частности, политические реформы, вопросы верховенства права и безопасности, экономического сотрудничества и торговли.
Встреча проходит под председательством главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, который совсем недавно совершил крайне неудачный визит в Москву. Украинскую делегацию на саммите возглавляет премьер-министр Денис Шмыгаль.
Не секрет, что, вероятно, главным вопросом встречи станет пересмотр действующего соглашения об ассоциации.
На пересмотр надеется украинская сторона, да и европейцы, что называется, не против.
Вызовы и ожидания
Кроме того, обновление документа уже давно назрело.
"Договор был подписан в 2014 году, и уже прошло семь лет. За это время законодательство ЕС значительно изменилось в сфере экологии, сельского хозяйства, финансовых услуг и в области безопасности персональных данных, которые сейчас активно используются в разного рода электронных реестрах. Поэтому логичным стал вопрос о пересмотре соглашения", - сказала в комментарии "Апострофу" член платформы гражданского общества Украина-ЕС Татьяна Тимошенко.
В свою очередь, политический эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко напомнил, что о пересмотре соглашения говорилось в ходе саммита Украина-ЕС, который состоялся в октябре 2020 года,
"В самом договоре предусмотрен механизм, который позволяет после пяти лет действия ассоциации пересматривать ее определенные положения. Так как необходимый срок прошел, мы можем к этому прийти", - отметил он в разговоре с изданием.
Вечной проблемой подобных встреч является выполнение Украиной своих обязательств и, соответственно, вопрос доверия к украинской власти со стороны европейцев. На текущем этапе - это и использование средств, выделенных для борьбы с распространением коронавируса, на строительство дорог, и пробуксовка судебной реформы, и демарш Конституционного суда в деле об антикоррупционном законодательстве.
"Но я бы не считал эти вопросы такими, которые не могут быть разрешены, - говорит Игорь Петренко. - Поэтому полагаю, что будет уделяться внимание тому, чтобы стать более прогнозируемыми партнерами, которые выполняют взятые на себя обязательства".
Кроме того, вне зависимости от уровня доверия к действующей украинской власти, ЕС пытается строить отношения с институтами, а не с персоналиями, отметил в комментарии "Апострофу" директор Института мировой политики Евгений Магда: "Для ЕС Украина, по крайней мере, как самая большая страна Восточного партнерства, является важным партнером. Это движение навстречу друг другу будет происходить. Другой вопрос, что оно будет происходить не так быстро, как этого хотели бы в Киеве".
Подписание Соглашения про ассоциацию между Украиной и Европейским Союзом, Брюссель, 2014 год
Гарантии и стандарты
Значительная часть соглашения об ассоциации касается торгово-экономических отношений, которые, как ожидается, также будут пересматриваться.
"В 2015 году, когда мы подписали экономическую часть, составляющую 80% всего соглашения, мы обязались создать равные условия инвестирования и на территории Украины и ЕС. На сегодня это далеко не законченная история для Украины, поскольку мы значительно отстаем в переходе на стандарты ЕС. Пока что не реализован ряд требований, таких как например равные гарантии инвестирования - то есть, чтобы инвестор получал такие же гарантии в Украине, как в Чехии. С этим дела пока что обстоят не совсем удовлетворительно", - говорит Татьяна Тимошенко.
Вполне вероятно, европейцы будут говорить с нашей делегацией и об этих проблемах.
Однако сам Брюссель четко сформулировал, чего он ждет от этой встречи, в письме президенту Украины Владимиру Зеленскому. Письмо за подписью главы Европейского Совета Шарля Мишеля и председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен было направлено по итогам прошлогоднего саммита, о чем сообщил Офис президента:"Планируется углубление отраслевого сотрудничества, в частности в цифровой и экологической сферах. Готовится к подписанию уже в ближайшее время соглашение о совместном авиационном пространстве. Начата работа предварительной оценочной миссии ЕС в контексте будущего соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции".
"Открытое небо" и "промышленный безвиз"
Переговоры по соглашению о совместном авиационном пространстве или, как его еще называют, об "открытом небе", завершились еще в 2013 году. Его планировали подписать в 2015 году, однако процесс застопорился из-за неурегулированного спора между Великобританией и Испанией вокруг Гибралтара. Теперь это технически стало возможно, так как с 2021 года Великобритания официально вышла из ЕС.
Соглашение об "открытом небе" должно либерализовать рынок авиаперевозок Украины и ЕС, что, по логике, приведет к увеличению количества направлений, рейсов, частотности полетов.
Что касается готовящегося соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции – то это так называемый "промышленный безвиз", который должен обеспечить более широкий доступ на европейский рынок украинской промышленной продукции без дополнительной сертификации. Для этого необходимо принять изменения в украинское законодательство по приведению отечественных промышленных стандартов в соответствие с европейскими.
Ранее вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина говорила о том, что соглашение может коснуться некоторых видов отечественной продукции с добавленной стоимостью – низковольтного и электромагнитного оборудования, машин и механизмов.
Квоты и пошлины
Украину в вопросе пересмотра соглашения ассоциации также интересует возможность увеличения квот, в частности, на аграрную продукцию, которые – это не секрет – исчерпываются в первые же месяцы года. Кроме того, украинские экспортеры хотят уменьшения таможенных пошлин и более быстрого процесса их отмены.
"Самое интересное, что нам дали безграничные квоты на те товары, которые мы не производим", - отметил в разговоре с изданием экономический эксперт МЦПИ Егор Киян.
И в этом, кстати, во многом вина самой Украины.
"Философия зоны свободной торговли заключалось в том, что Украина должна была стать восточноевропейским Китаем. Именно поэтому основная часть товаров, которые должны были продаваться без пошлин или с минимальными пошлинами и, самое главное, без квот, - это, как у нас раньше говорили, товары массового народного потребления (или, попросту ширпотреб – "Апостроф"). Грубо говоря, вместо того, чтобы покупать зонтики и шлепанцы в Китае, их европейцы собирались покупать в Украине", - рассказал в комментарии изданию экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.
Но для этого, по его словам, Украина должна была выполнить "домашнее задание" – по привлечению инвестиций, наведению порядка в судебной системе, борьбе с коррупцией: "Ничего из этого сделано не было, из-за чего мы получили такое гибридное соглашение, которое не работает так, как должно было работать".
Торги и риски
Но на что реально может надеяться Украина в ходе переговоров?
"В погоне за заветным пересмотром ассоциации нужно понимать, что это процесс двусторонних торгов. И, торгуясь, одна из сторон может выторговать для себя более выгодные условия, - говорит Егор Киян из МЦПИ. - А потому риск этого пересмотра состоит в том, что в результате мы что-то где-то недосмотрим, или какой-то из факторов затмит нам разум, и получится как с ВТО, с первым вариантом соглашения об ассоциации".
Не секрет, что многие специалисты ранее отмечали, что документы, которые Украина подписала при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также о зоне свободной торговли с ЕС, которая является частью более широкого соглашения об ассоциации, были не очень выгодны для нашей страны.
По словам Кияна, получив, например, перспективу "промышленного безвиза", украинские чиновники могут не заметить менее привлекательные для нашей страны положения обновленного документа: "Например, нам скажут, что дают этот безвиз, дают "открытое небо" и еще, может, что-то, но параллельно будут прописаны другие условия. А потом приедут грузовики и начнут грузить лес" (экспорт из Украины леса-кругляка уже стал проблемой во взаимоотношениях с ЕС - "Апостроф").
"Зеленый" курс и налоги
Но проблемой может стать не только лес.
По словам Алексея Куща, Европа провозгласила переход на новый "зеленый" курс (EU Green Deal), цель которого - сделать экономику Евросоюза углеродно нейтральной к 2050 году. Для достижения этой цели ЕС собирается (пока ориентировочно с 2022 года) ввести так называемый "зеленый" (углеродный) налог на импорт.
По словам специалиста, Украина может очень сильно пострадать от этого налога из-за того, что в отечественном производстве значительную долю занимает уголь, считающийся главным мировым "загрязнителем". "Даже в нашей сельскохозяйственной продукции они будут находить углеродный след", - пояснил он.
При этом Кущ считает, что европейцы в обмен на "кнут" углеродного налога предложат нам "пряник" в виде соглашения об "открытом небе", цифрового сотрудничества, а также незначительного увеличения квот "на мед и курятину".
Результаты и стратегия
В любом случае, встреча Украина-ЕС 11 февраля вряд ли принесет быстрые результаты.
По мнению Евгения Магды, вероятнее всего, будет достигнута договоренность о создании механизма, по которому будут пересматривать соглашение об ассоциации.
"Но ожидать, что все произойдет чрезвычайно быстро и оперативно, я бы не стал, потому что есть европейская бюрократия и собственные интересы ЕС. Поэтому я думаю, что здесь мы увидим договоренность договариваться, но без каких-либо дальнейших резонансных событий", - сказал эксперт.
В частности, по его словам, не исключено, что будут согласовываться определенные вещи в контексте открытия в Украине рынка земли сельскохозяйственного назначения.
Что касается собственно Украины, то нам необходимо стратегическое понимание перспектив сотрудничества с ЕС:
"Чувствуется недостаток видения, куда идут дальше вместе Украина и Европейский Союз. Действующее соглашение об ассоциации, за которое умирали украинцы на Майдане в 2014 году, очень далеко от тех ожиданий, которые у них были", - заявил в беседе с "Апострофом" дипломат, политик и общественный деятель Василий Филипчук.
Также, по его словам, есть определенное разочарование, что соглашение об ассоциации не стало для Украины двигателем реформ, экономическим магнитом, которым оно была для стран, ставших кандидатами на вступление в ЕС.
"Поэтому украинской власти очень срочно нужно изыскать инструменты, которые сделают это соглашение хотя бы несколько более привлекательным для украинцев, чем оно есть сейчас", - резюмировал Филипчук.