Использование Россией инструментов информационного воздействия в качестве элемента гибридной агрессии на международной арене актуализировало вопрос поиска эффективных механизмов борьбы с распространением антилиберальных нарративов российской пропаганды в странах ЕС. Однако, противодействие информационным угрозам тесно связано с соблюдением таких базовых ценностей либеральной демократии, как свобода слова и плюрализм мнений. Поэтому в отличие от открытых фактов военной агрессии РФ против Украины в 2014 году, в ответ на которые ЕС, США и Украины ввели персональные и секторальные экономические санкции, введение прямых ограничений или запретов для деятельности отдельных медиа в ответ на факты информационной агрессии не стали ключевым инструментом противодействия нарративам российской пропаганды среди стран ЕС. Зато для либеральных демократий свойственно усиление независимости СМИ, повышение ответственности медиа за распространение fake news и опровержение дезинформации.
Для борьбы с дезинформационной кампанией со стороны РФ, в 2015 году в ЕС была создана оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям Европейского Союза - East StratCom Task Force. К основным функциям этой группы относится:
· Разъяснение ключевых аспектов политики Европейского Союза, создание его позитивного имиджа и противодействие дезинформации;
· Эффективная коммуникация и продвижение политики ЕС в отношении Восточного партнерства;
· Общее развитие медийного пространства в странах Восточного партнерства и странах-членах ЕС, предусматривающее содействие независимости СМИ;
· Совершенствование механизмов, позволяющих проводить прогнозирование, оценку и реагирование ЕС на дезинформацию, которая распространяется внешними действующими лицами;
· Предоставление информационной поддержки делегациям ЕС в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове, Украине;
Кроме того, оперативная группа выпускает еженедельный Обзор дезинформаций на своем сайте. На данном ресурсе публикуются результаты фактчекинга информационных сообщений, распространяемых в СМИ и социальных сетях на территории стран ЕС.
В апреле 2016 года Еврокомиссия приняла "Общие принципы противодействия гибридным угрозам - ответ Европейского Союза" (Joint Framework on countering hybrid threats a European Union response):
· В Общих принципах подчеркивается необходимость выработки государствами-членами согласованных механизмов реализации стратегических коммуникаций для противодействия дезинформации и публичного разоблачения гибридных угроз.
· В документе отмечается важность защиты объектов критической инфраструктуры (например, транспорта и средств телекоммуникации), поскольку гибридные атаки могут привести к серьезным экономическим или социальным нарушениям.
· Документ определяет, что деятельность в сфере стратегических коммуникаций предусматривает тесное взаимодействие с НАТО. Отмечается, что сотрудничество между ЕС и НАТО позволит обеим организациям более эффективно реагировать на гибридные угрозы.
· Также в документе утверждается, что провокаторы могут систематически распространять дезинформацию, в том числе в рамках целенаправленных кампаний в социальных сетях, стремясь к радикализации отдельных индивидов и дестабилизации общества.
· Стратегические коммуникации должны в полной мере использовать социальные медиа, а также традиционные визуальные, аудио и интернет СМИ.
В ноябре 2016 года Европейский парламент принял резолюцию "Стратегические коммуникации Европейского Союза как противодействие пропаганде третьих сторон" (EU strategic communication to counteract propaganda against it by third parties). Ключевыми можно считать следующие пункты этой резолюции:
· В пункте 2 стратегические коммуникации и информационная война признаются не только внешним аспектом ЕС, но и внутренним.
· В пункте 3 дезинформация и пропаганда определяются составляющими частями гибридной войны.
· В пункте 6 подчеркивается, что "положительные месседжи ЕС должны быть наступательными (offensive), а не защитными (defensive)".
· В пунктах 7-14 излагаются аспекты информационного влияния России. В частности, были изложены результаты мониторинга и анализа работы отдельных институтов ("Россотрудничество") и телеканалов (RussiaToday, "Спутник").
· В пункте 25 Европарламент призывает институты ЕС проводить мониторинг источников финансирования антиевропейской пропаганды.
· В пункте 26 Европарламент призывает институты ЕС увеличить расходы на поддержку свободы СМИ в странах-соседях ЕС.
· В пункте 35 Европарламент подчеркивает, что "разжигание ненависти, насилия или войны не может "скрываться за ширмой свободы выражения мнений".
· В пункте 39 Европарламент отмечает существование разницы между пропагандой и критикой. Однако не раскрывает эти понятия и не устанавливает границы между ними.
В апреле 2017 года было принято совместное решение стран НАТО и ЕС о создании Европейского центра противодействия гибридным угрозам (The European Centre of Excellence for Countering Hybrid Threats). Целью функционирования Центра было определено противодействие новым угрозам, направленным на дестабилизацию ситуации в европейских странах. Непосредственная деятельность Центра связана с проведением исследований, анализом гибридных угроз и методов борьбы с ними; организацией совместного обучения для стран-участниц; проведением консультаций на стратегическом уровне между участниками ЕС и НАТО, привлечением к диалогу правительственных и неправительственных экспертов.
Однако, введение таких шагов со стороны ЕС оказалось недостаточно эффективным, ведь РФ продолжила использовать инструменты гибридной агрессии для вмешательства во внутренние дела ЕС и ее отдельных стран-членов. Так, после фактов информационного влияния РФ на проведение референдума о членстве Великобритании в ЕС, попыток сорвать ратификацию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Россия активно использовала методы гибридного воздействия на выборах в Европейский парламент в 2019 году.
В октябре 2019 года Европейский парламент принял резолюцию о дезинформации и внешнее вмешательство в выборы в Европарламент. В частности, в резолюции говорится о фактах вмешательства иностранных государств во внутренние дела ЕС путем финансирования европейских политических партий. По мнению евродепутатов, ключевая роль в этом принадлежала именно РФ, поскольку была зафиксирована почти тысяча (998) случаев распространения дезинформации со стороны России. Кроме того, в резолюции отмечается необходимость усиления законодательных рамок для предупреждения гибридных угроз.
В декабре 2020 года Европейская комиссия представила "План действий по европейской демократии" (European Democracy Action Plan). Так, План действий определяет меры, которые должны быть реализованы до 2023 года для содействия свободным и честным выборам, укреплению свободы СМИ и противодействия дезинформации.
Так, в рамках продвижения свободных и честных выборов Европейская Комиссия планирует разработать и имплементировать новое законодательство о прозрачности спонсирование политической рекламы, а также обновить законодательство о финансировании европейских политических партий. Кроме того, Еврокомиссия планирует запустить оперативный механизм, который будет поддерживать эффективные и своевременные обмены по таким вопросам, связанным с целостностью выборов, как кибербезопасность.
Для усиления независимости СМИ и плюрализма Европейская Комиссия планирует обновить рекомендации по обеспечению безопасности деятельности представителей СМИ, увеличить финансирование проектов правовой и практической помощи журналистам в ЕС и других странах. Особое внимание также уделяется необходимости обеспечения прозрачности структуры собственности медиа и размещения государственной рекламы в СМИ.
Для усиления противодействия дезинформации Европейская Комиссия будет направлять усилия для пересмотра Кодекса практики дезинформации (Code of Practice on Disinformation) в систему регулирования обязательств и подотчетности Интернет-платформ в соответствии с будущим Законом о цифровых услугах (Digital Services Act). В целом, Европейская Комиссия имеет целью ввести инструменты, которые бы позволили увеличить ответственность медиа и бенефициаров информационных кампаний за распространение дезинформации.
Анализируя перечень введенных в ЕС механизмов противодействия дезинформации, в том числе и антилиберальных информационных кампаний, можно сделать вывод о том, что политика ЕС в этой сфере заключается в поддержке качественной журналистики, усилении законодательных норм по увеличению прозрачности финансирования СМИ и политических партий и тому подобное. Зато, даже несмотря на многочисленные факты вмешательства РФ во внутриполитические дела как ЕС в целом, так и ее отдельных стран, в Европейском Союзе не рассматриваются возможности принудительного ограничения или полного запрета деятельности отдельных медиа, которые системно распространяют дезинформацию. Такой подход ЕС обусловлен критической важностью для учреждения обеспечить соблюдение таких базовых ценностей демократии, как свобода слова. Кроме того, можно отметить относительную инертность официальной реакции ЕС на реальные угрозы распространения дезинформации и введении эффективных механизмов противодействия. О недостаточной эффективности ответных действий со стороны ЕС, как отмечали в Европейской комиссии, свидетельствует тот факт, что иностранные государства, включая Россию, продолжают осуществлять системные кампании по дезинформации, в том числе и в период распространения пандемии COVID-19.
Для реагирования на конкретные факты иностранного вмешательства во внутренние дела другой страны, в том числе с использованием информационных кампаний, наиболее эффективным механизмом является введение санкций в отношении бенефициаров таких информационных кампаний и отдельных медиа-ресурсов, которые были задействованы в таких кампаниях. Ярким примером этого является введение санкций США в 2021 году в ответ на вмешательство в ход президентских выборов связанных с РФ. Однако, введение санкций в отношении СМИ не рассматривается странами развитой демократии как основной инструмент противодействия дезинформации, поскольку это отрицательно сказывается на соблюдении принципов свободы слова.