RU  UA  EN

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Два "Наполеона" в одном Париже: почему Зеленский не смог договориться с Макроном о гарантиях безопасности

Украина не получит ни ПДЧ, ни статус основного партнера, если не будет эффективно работать дипломатия

Украина не получит ни ПДЧ, ни статус основного партнера, если не будет эффективно работать дипломатия Фото:

На этой неделе украинская сторона провела ряд важных встреч с представителями стран-членов НАТО. Президент Владимир Зеленский переговорил в Стамбуле с Эрдоганом, министр иностранных дел Алексей Кулеба встретился с американским Госсекретарем Энтони Блинкеном. Финальным аккордом в этом туре стала встреча Президента Украины с Эммануэлем Макроном, на которой Зеленский поднял вопрос о перспективах получения Украиной ПДЧ. Однако тема НАТО отошла на второй, если не на третий план. Почему так произошло, и почему Европа не хочет давать Украине реальные гарантии безопасности, разбирался "Апостроф".

Почему наследники Бисмарка и Талейрана молчат

В пятницу, 16 апреля, в Париже, в Елисейском дворце прошла встреча Президента Украины Владимира Зеленского и Президента Французской Республики Эммануэля Макрона в формате тет-а-тет. К ним присоединилась по видеосвязи канцлер Германии Ангела Меркель. Ожидалось, что одним из ключевых вопросов, который поднимет Зеленский, станет возможность получения Украиной Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ).

Перед встречей с Макроном Зеленский дал интервью французскому изданию "Le Figaro", в котором подводил к этой теме, выразив четкие ожидания насчет получения Украиной ПДЧ.

"Если лидеры ЕС говорят, что от Украины зависит ситуация безопасности в Европе, если мы платим за это жертвами, а уже более 14 тысяч человек погибли, значит, мы должны иметь какой-то статус. Украина не может чувствовать себя в ЕС и в НАТО как в гостях. Мы хотим быть своими. Я считаю, что мы давно этого заслужили", - заявил Зеленский.

Идентичный сигнал Зеленский передал в своем интервью итальянской газете "La Repubblica", где Зеленский заявил, что сегодня Украина нуждается в действиях, и что лучше всего для этого – дать Украине ПДЧ в НАТО.

Однако на брифинге по результатам встречи лидерами Франции и Германии тему НАТО Зеленский развивать не стал. Основные меседжи президента Украины касались урегулирования обострения отношений с Россией. В частности, он сообщил, что 19 апреля должна состояться встреча советников лидеров четырех стран-участниц, на которую стороны подготовят свои предложения по "кластерам" для урегулирования конфликта на Донбассе. Также по результатам разговора Зеленского, Макрона и Меркель в очередной раз был подан сигнал Путину отвести войска от границы с Украиной и вывести их из Крыма.

Почему Зеленский не стал развивать тему НАТО после разговора с Макроном и Меркель? Очевидно, что хоть сколько-нибудь значительных подвижек в этом направлении не достигнуто.

В целом, результат переговоров в очередной раз подтверждает тот факт, что главные "локомотивы" Евросоюза избегают предметных шагов в продвижении Украины в НАТО, поскольку для них это несет прямые риски и испорченные отношения с Кремлем. А поэтому предметные гарантии потомки Талейрана и Бисмарка давать не хотят. Де-факто, все сводится к простому тезису: если у вас эскалация конфликта, то давайте его де-эскалируем, читай, опять на время заморозим.

Шансов на ПДЧ - ноль, но есть другой вариант

Парадоксально, но сейчас несмотря на угрозы со стороны Кремля Украина находится еще дальше от получения ПДЧ, чем это было в 2008 году, когда Германия и Франция "прокатили" Киев, отмечает эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

"Полагаю, что сейчас противников сближения Украины с НАТО в самом Альянсе больше чем было в 2008 году. И это не только касается членства, но и ПДЧ. Кроме того, я думаю, что ПДЧ потеряло свою ценность как своего рода последнего шага в направлении к НАТО. И даже если мы его получим, благодаря какому-то стечению обстоятельств, это не значит, что наше членство в НАТО становится необратимым", - рассказал "Апострофу" эксперт.

Подобной точки зрения придерживается и американист Сергей Галака, профессор Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко.

"С моей точки зрения, получение Украиной в ближайшее время ПДЧ – абсолютно маловероятно, какие-то доли процентов вероятности. Думаю, что Франция и Германия, и еще некоторые страны к ним присоединятся – заблокируют это решение", - считает эксперт.

В этой связи, в прессе все чаще вспоминается другая "дорожка" для Киева - получение Украиной статуса основного союзника вне НАТО (Major Non-NATO Ally или MNNA, - "Апостроф").

Такой статус не отменяет для страны вероятность членства в НАТО, но дает много гарантий, близких к тем, что есть у стран-членов Альянса. Подобная идея высказывалась еще в 2014 году, однако тогда она так и заглохла. Сегодня же, когда у Украины есть двухпартийная поддержка в Сенате США, эта идея кажется вполне многообещающей.

Эксперты позитивно оценивают эту идею, однако одновременно предостерегают: не все так просто и как всегда есть множество нюансов.

Как отметил Николай Капитоненко, идея о том, что Украине надо как-то получить статус основного союзника – уже давно обсуждается среди отечественных дипломатов и политиков, и активно педалировалась во время президентства Дональда Трампа. Но безуспешно.

"Тогда все думали, что это очень легко и просто: надо только показать Трампу, какие мы защитники западного мира. Но понятно, что этот план не сработал. Хотя по всем параметрам – по содержанию сегодняшнего сотрудничества между США и Украиной – оно очень напоминает такое, которое должно быть между США и теми странами, которые имеют этот статус. То есть речь идет и о финансовых инструментах, о доступе к вооружениям, некоторым общим разработкам и так далее. То есть, это как раз то, на что мы могли бы претендовать, но, видимо, у нас каждый раз не хватает для этого аргументов", - считает эксперт.

Что Маркарова забыла в Киеве?

Эксперты сходятся во мнении, что реализация идеи получения статуса MNNA требует серьезной, системной работы со стороны украинских дипломатов в Вашингтоне. Более того, с учетом возросших рисков агрессии со стороны России, Киев уже давно должен был "выписать" у Администрации Байдена полноценного посла себе. Но, увы, просить об этом Вашингтон некому - посол Украины в США Оксана Маркарова, назначенная послом еще в феврале, осталась... в Украине.

"Идея основного союзника для Украины – хорошая. Статус основного союзника предполагает, что страна, хоть и не входит в НАТО, но имеет гарантии, которые очень близки к членству в Альянсе. Речь идет и о американских базах, и о постоянном научно-техническом и военно-техническом сотрудничестве, открытость многих каналов в разведсообществах, и так далее. Но эту идею нужно готовить долго, продвигать трудно. А я что-то никак не пойму: у нас, по-моему, посол Украины в США Маркарова до сих пор в Киеве. То есть там надо разворачивать активную работу, искать лоббистов, искать людей, которые будут поддерживать эту идею в прессе. Ничего этого я пока не вижу", - отметил Сергей Галака.

Основными союзниками вне НАТО на данный момент является 17 стран – Израиль, Япония, Южная Корея, Египет, Аргентина, Новая Зеландия и т.д. В 2019 году Трамп предоставил этот статус Бразилии.

"В данном случае решение принимается Администрацией Президента США. Нужно чтобы инициатива исходила от американского президента. Этот статус действует с 80-х годов, и можно заметить, что в некоторые периоды, видимо, когда нужно было установить отношения с ключевыми партнерами в важных для США регионах, этот инструмент активно использовался. В другие периоды формат основного союзника использовался крайне редко, то есть он ограниченно использовался. Это связано с какими-то американскими соображениями. Мне кажется, что общий подход США состоит в том, чтобы не слишком большое количество стран делать своими союзниками. Возможно здесь проблема не в нас. А в самих американцах, которые не слишком хотят расширять и без того широкий список разных гарантий и союзнических отношений", - говорит Николай Капитоненко.

Актуальным является и вопрос гарантий безопасности непосредственно сейчас, когда российская группировка войск нависла над Украиной. Увы, с Европой каши тут не сваришь. В этом контексте, отмечает эксперт Сергей Галака, сейчас важно уделить внимание тому, чтобы Макрон не примерил на себя роль Саркози.

"Есть вероятность, что Макрон, с его геополитическими амбициями, захочет стать посредником между Россией и США по украинскому вопросу. А мы все помним, что подобное уже делал Саркози, и чем это закончилось для Грузии?", - предостерег эксперт.

Читайте также

Прикрыть небо и не только: о чем будут говорить на совете Украина-НАТО

Украина имеет шанс получить помощь в виде ПВО от союзников

План Джонсона по Украине: помощь или позор

Идея Майка Джонсона не была воспринята ни Киевом, ни Белым домом

Ситуация критическая: кто спасет Украину системами Patriot

В идеале Украине нужно 25 комплексов Patriot, но на первое время хватит и 7