RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Политика

В когтях китайского дракона или сказка об инвестициях

О чем нужно помнить, прежде чем начинать дружбу с Китаем

О чем нужно помнить, прежде чем начинать дружбу с Китаем Фото: pixabay.com

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Китай является одним из крупнейших торговых партнеров для Украины. По итогам 2020 года экспорт в КНР составил $7,1 млрд, импорт - $8,3 млрд, а призывы о необходимости дальнейшего оживления сотрудничества с Поднебесной звучат из кабинетов украинской высокой власти. Но о чем следует подумать перед тем, как начинать дружить с Китаем.

Заинтересованность Китая в Украине обусловлена необходимостью компенсировать последствия американо-китайской торговой войны, амбициями Поднебесной занять место мирового лидера, приобрести статус крупнейшей экономики, а также дефицитом продовольствия для обеспечения почти 1,4 млрд населения и нехваткой сырья для собственного производства. Поэтому, прежде всего, в сотрудничестве с Украиной Китай преследует собственные интересы. Заинтересованность Украины в КНР более чем очевидна: игнорировать столь мощного мирового импортера трудно. Сальдо экспортно-импортных операций за прошлый год отрицательное, хотя и улучшилось. Наиболее экспортируемые товары – сырьевые, ограниченного перечня (железная руда ($2,5 млрд), кукуруза ($1,4 млрд), подсолнечное масло ($1 млрд), ячмень ($0,5 млрд). Ассортимент импортируемых из Китая товаров огромен: от обуви, одежды до электроники.

В общем, приоритетными направлениями сотрудничества с Украиной Китай считает инфраструктуру, энергетику, сельское хозяйство, культуру и туризм. И состояние первых трех позиций вызывает беспокойство.

Инфраструктура

17 декабря 2020 года Верховная Рада приняла Закон "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине". Он должен помочь, в частности, и китайским инвесторам.

Стоит отметить, что КНР с 2013 года активно продвигает проект BRI (англ. Belt and Road Initiative, "Один пояс, один путь"). За участие в этом амбициозном проекте конкурируют около 70 стран. Украина объявила о присоединении к BRI еще в 2015 году. Участие в этом проекте сулит огромные прибыли и очень полезно для имиджа, поэтому нам стоит поспешить.

Однако решаться на инвестиции из Китая можно лишь очень хорошо все взвесив. Опыт Шри-Ланки, Пакистана, Мальдив, Черногории должен стать весомым предохранителем от непродуманных шагов. Или, если позволите, вакциной от некомпетентности и неразборчивости. Дело в том, что Китай проводит политику долговой ловушки, вкладывая огромные средства в проекты с заранее прогнозируемым деловым провалом. Чаще всего, употребляя термин "debt-trap diplomacy" КНР, вспоминают порт Хамбантота, на строительство которого правительство Шри-Ланки брало ссуды от китайского банка EXIM с 2007 по 2016 год. Как и ожидалось, проект оказался слишком обременительным, поэтому в 2017 году порт был передан в 99-летнюю аренду китайской компании China Merchant Port Holdings Limited (CM Port), при этом сумма долга перед банком EXIM не была списана. Некоторые эксперты утверждают, что кризис невозврата кредитов возник из-за необдуманной политики правительства Шри-Ланки. Один случай действительно можно было бы считать "неудачной инвестицией" Китая. Однако в последние годы в рамках BRI были предоставлены кредиты на развитие коммерчески провальных инфраструктурных объектов десяткам стран. Государства, которые не смогли выплатить долги вовремя, вынужденно отдают в долгосрочную аренду построенные объекты. Таким образом, Китай постепенно развивает сеть собственных транспортных связей (морские порты, аэропорты, мосты, дороги), практически получая их в собственность.

Географическое расположение – не единственный фактор, которым руководствуется Пекин в дипломатии долговой ловушки. Китай применяет так называемую "ангольскую формулу", когда за инфраструктурные объекты, которые строят китайские рабочие за китайские деньги, должники отдают природные ресурсы. Например, Таджикистан возвращает долги золотом (передал золоторудные месторождения), а Венесуэла – его черным эквивалентом.

Энергетика

На украинском рынке зеленой энергии с 2015 года работает контролируемая китайским правительством группа CNBM, которая получила за долги солнечные электростанции компании Active Solar братьев Клюевых. Увеличение мощностей до 301 МВт позволило им занять второе место в зеленой генерации Украины, а выручка за 2019 год составила 2,9 млрд грн.

Китай активно инвестирует в зеленую генерацию по всему миру, имея значительные преимущества: собственное производство солнечных панелей создает рабочие места в Китае, станции монтируются китайскими специалистами, к тому же запуск СЭС (солнечных электростанций) требует гораздо меньше времени, чем других энергетических станций. Однако пока зеленая генерация для Украины создает конфликт интересов: перед производителями зеленой энергии накопились долги из-за значительных объемов генерации, слишком высокий зеленый тариф и государственные гарантии выкупать полный объем, а потребители противодействуют попыткам повышения тарифов на электроэнергию.

Также китайские компании, например, Хinjiang Beiken Energy Engineering, участвуют в газодобыче на территории Украины.

Сельское хозяйство

Китай заинтересован в стабильной поставке больших объемов сельскохозяйственной продукции. Но такую ли весомую выгоду имеет Украина от сотрудничества?

Собственно, в самом Китае есть менее 130 млн гектаров земли сельхозназначения, и пятая часть уже загрязнена неорганическими веществами. Поэтому наиболее населенная супердержава физически не в состоянии обеспечить потребности своего населения в продовольствии. И КНР предпочитает развитие животноводства на своей территории, размещая низкотехнологичное зерноводство за рубежом. В настоящее время Китай самый большой "импортер" земли в мире: он распространяет практику долгосрочной аренды земли в более чем 30 странах в Южной Америке, Африке, Восточной Азии, Восточной Европе, Австралии.

Китай заказывает продукцию большими объемами, поэтому не заинтересован в сотрудничестве с маленькими и средними хозяйствами. Для удовлетворения своих потребностей Пекин опирается на крупных производителей. Это идет вразрез с главной идеей украинской земельной реформы – развитием среднего фермерского хозяйства.

И вообще прослеживается целенаправленная политика со стороны КНР: переход от импорта продукции АПК украинских компаний к долговременной аренде площадей, развитию собственной инфраструктуры для хранения и перегрузки зерна с целью создания собственного полного цикла выращивания продукции в Украине. Китай уже контролирует большую площадь пахотной земли, 4 элеватора на юге Украины и еще в 2016 году запустил перегрузочный комплекс зерновых и масличных культур в Николаевском морском торговом порту.

Главная проблема украинского АПК – экспорт сырья вместо экспорта готовой продукции с добавленной стоимостью – остается непреодолимым. Поэтому средства, которые Китай вкладывает в Украину, не приносят ожидаемого от зарубежных инвестиций эффекта – большого количества новых рабочих мест и налогов в бюджет.

Отмечу, что в Китае земля находится в государственной собственности и фермеры работают по договорам аренды на 30 лет; в 2020 году 123 области оставались ограниченными или запрещенными для иностранных компаний: разведку и добычу нефти и газа иностранным компаниям разрешили только в прошлом году.

Итак, в экономическом сотрудничестве Украины с Китаем сохраняются значительные риски. Ожидать, что "Срединная империя", окруженная "варварами с четырех сторон", будет заботиться о наших интересах, лучше нас, не стоит. Украине нужно собственное видение, какое сотрудничество будет действительно взаимовыгодным и соответствовать тем высоким представлениям об инвестициях, которые мы имеем. Потому что не все то золото, что блестит.

Читайте также

Новини партнерів