16 июня новый президент США Джо Байден впервые встретится с Владимиром Путиным. Российско-американские отношения в последнее время ухудшаются, а в прошлом году состоялся очередной кризис, когда Вашингтон обвинил Москву во вмешательстве в выборы, нарушении прав человека и постоянном стимулировании конфликта, который продолжается в Украине. Ухудшило ситуацию и то, что после вступления в должность Байден назвал Путина "убийцей" и угрожал, что тот в конце концов заплатит за вмешательства России в выборы в США. Зато Россия неоднократно обвиняла США в дестабилизации международной обстановки и попытках "совать нос" в чужие дела.
Поскольку предстоящей встрече президентов США и РФ предшествовали не слишком дружественные нарративы, к Швейцарии, где главы двух государств, наконец, встретятся для перезагрузки отношений, будет приковано много внимания. Обе страны стремятся избегать повторения ошибок, допущенных в течение Холодной войны, поэтому необходимо восстановление серьезного диалога и улучшения коммуникации. Повестка дня охватит широкий круг тем - от современного состояния американо-российских отношений до угрозы коронавируса. Однако одной из важнейших тем для обсуждения является призыв США к региональной стабильности и прекращению конфликта на востоке Украины.
Хоть ожидается, что Байден отчитает Путина за недавнюю угрозу начала военных действий на границе, очень сомнительно, что эта встреча будет иметь какие-то предварительные результаты. Очевидно, что удержание Киева от вступления в ЕС и НАТО является для Путина ключевым вопросом внешней политики, от которого он так легко не отступит. Стабильная, демократическая и западноориентированная Украина является угрозой безопасности для Кремля, и США не могут или не хотят ничего предлагать в качестве компромисса. Однако хорошей новостью является хотя бы то, что Запад взял за правило ставить вопрос Украины в своем международном политическом дискурсе. Отметим, что до саммита в Швейцарии должен состояться разговор между Джо Байденом и Владимиром Зеленским.
Хорошо иметь друзей на высоких должностях, для Украины в частности. Однако обидно видеть, что наше государство является малоинициативным на международной арене и позволяет крупным игрокам "разговаривать за своей спиной", не инициируя своего участия. Это укрепляет имидж Украины как "мягкой овечки", которая ждет пока мировые державы обсудят между собой и примут решение о ее будущем без какого-либо вмешательства со стороны президента Владимира Зеленского. Государство не участвует в международном дискурсе, который непосредственно касается украинского народа, что говорит о пассивности и некомпетентности правительства. Это особенно тревожно, поскольку совсем недавно Россия демонстрировала, что может и будет участвовать в полномасштабном военном вторжении, если ее спровоцируют.
Ответственность за урегулирование конфликта и мирный диалог лежит не на США и, конечно же, не на России, а на самой Украине. По крайней мере, так должно быть. Особенно трудно наблюдать за нашей пассивностью, когда другие участники международных отношений берут на себя эту инициативу и пытаются продвигать новые идеи по укреплению межгосударственного доверия и поощрять открытый диалог. В заявлении "Укрепление стратегической стабильности в евроатлантическом регионе в 2021 году и далее", группа лидеров по вопросам евроатлантической безопасности именно это и предлагает. Они описывают новаторский подход к стабилизации региональной безопасности, обеспечению международного сотрудничества и снижению риска будущих конфликтов. В указанном заявлении идет речь о применении принципов открытого диалога, прозрачности и предсказуемости, а также предложены восемь шагов по достижению взаимной безопасности.
Руководители этой группы - Дес Браун, Эрнест Мониз, Сэм Нанн, Вольфганг Ишингер и Игорь Иванов - передали заявление 30 главам государств и представителям правительств евроатлантического региона как раз перед рядом политических саммитов и встреч, которые должны состояться в июне: саммитом Большой семерки, саммитом НАТО, встречей США-ЕС и США-Россия.
Нет оснований считать, что долгосрочная стратегия России в отношении Украины изменилась с начала войны на востоке. Украина находится в эпицентре событий уже более семи лет, но до сих пор не смогла приобрести соответствующие навыки. Наш дипломатический корпус все еще не способен успешно лоббировать интересы Украины, а его политической работе не хватает новаторства. Международное сообщество все больше разочаровывается в отсутствии прогресса в Украине. Никто не хочет бороться в чужой борьбе, особенно если правительство, интересы которого вы защищаете, не способно формулировать собственные запросы, требования, а также участвовать в международном дискурсе.