Замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак в ходе встречи в Париже склонял главу Офиса президента Украины Андрея Ермака к политическим уступкам по реализации "Минских соглашений". На следующих переговорах советников "Нормандской четверки" в Берлине, которая должна пройти 9 февраля, перед Банковой стоит непростая задача: продемонстрировать свое видение реализации "Минска", исключающее "прямые переговоры" с боевиками. Какие возможности выпрыгнуть из "Минского капкана" еще остались у Офиса президента, читайте в материале "Апострофа".
Дискуссии вокруг "Минска"
После встречи 26 января в Париже советников "Нормандской четверки" стороны договорились договариваться. И встретиться 9 февраля в Берлине. Впрочем, после того, как глава Офиса президента Андрей Ермак заболел коронавирусом, эксперты заговорили о вероятном переносе дальнейших переговоров. Однако в понедельник, 7 февраля, Ермак сообщил о своем скором выздоровлении, отметив, что разговор в Берлине все-таки состоится.
Тем временем, страсти вокруг "Минска" нарастают: на выходных в ряде украинских СМИ, ссылаясь на документ, якобы подписанный представителями ОРДЛО в Трехсторонней контактной группе, стали утверждать о том, что Ермак на встрече советников глав "Нормандского формата" в Париже обязался рассмотреть предложения боевиков по урегулированию войны на Донбассе.
В Офисе президента сразу же отреагировали, заявив, что Андрей Ермак не брал на себя никаких обязательств перед боевиками "Л/ДНР". По словам советника главы ОП Михаила Подоляка, в юридическом смысле не существует никаких "представителей ОРДЛО" на официальных переговорах, поэтому украинские переговорщики не могли "давать обещания" оккупационным структурам.
Тем не менее, о том, что на Киев давят не только россияне, но и наши западные партнеры по "нормандке", не говорит только ленивый. По теме Донбасса в Киев уже 8 февраля приедет президент Франции Эммануэль Макрон, перед этим решивший заехать в Кремль к Путину. Такой порядок визитов свидетельствует о том, что глава Франции будет убеждать не Москву, а Киев идти на уступки. Иначе бы очередность поездок была бы другая. Как отмечает Politico, такая активность Макрона связана с тем, что к президентским выборам во Франции в апреле ему нужна победа на международной арене. И "мир" или, вернее, "принуждение к миру" ему будет весьма кстати.
Приходится констатировать, что Офис Зеленского очутился в капкане, из которого, судя по всему, не знает как выбраться.
Секретарь СНБО Алексей Данилов в недавнем интервью Associated Press заявил, что "Минские соглашения" следует пересмотреть, так как их реализация подрывает Украину изнутри.
"Выполнение "Минских соглашений" означает разрушение страны. Когда их только подписали под дулом русских пушек, а немцы и французы смотрели, всем разумным людям уже было ясно, что реализовать эти документы невозможно", - заявил Алексей Данилов.
Он также предостерег Запад, призвав не настаивать на выполнении Киевом "Минска", так как это может иметь самые непредсказуемые последствия.
"Если они будут настаивать на выполнении "Минских соглашений" в нынешнем виде, это будет очень опасно для нашей страны. Если общество не примет такие соглашения, то это может привести к очень сложной внутренней ситуации. Россия рассчитывает именно на это", - сказал Алексей Данилов.
Алексей Данилов
Невзирая на жесткую риторику секретаря СНБО, в Офисе президента Зеленского заявили, что Киеву не следует отказываться от "Минска", поскольку это единственные договоренности, признаваемые РФ.
Возникает закономерный вопрос, чем вызвана подобная "двойственность" в позиции властей?
Нервное поведение Банковой, в том числе, обусловлено тем, что за последние месяцы отношение европейских партнеров к Киеву заметно охладело. Многочисленные утечки в СМИ свидетельствовали, что Париж и Берлин готовы реанимировать "Минский процесс" за счет уступок Киева.
Как выпрыгнуть из капкана?
Изначальная ошибка Банковой заключалась в том, что Офис президента Зеленского по умолчанию согласился с линией европейских партнеров и Кремля вместо того, чтобы предложить собственную повестку по коррекции договоренностей.
"Прежде чем ехать в Париж (в декабре 2019 года - "Апостроф") на саммит "Нормандской четверки" и что-то там подписывать, Владимиру Зеленскому нужно было заходить с сильной военно-дипломатической позиции. Следовало прямо сказать европейским партнерам и Кремлю: если вы за "Минские соглашения", то, согласно договоренностям, Дебальцево и прочие населенные пункты являются нашими, давайте выравнивать линию разграничения. Нельзя было ехать просто с целью лично поговорить с Владимиром Путиным. Сейчас Банковая пожинает плоды собственных непродуманных и непрофессиональных решений", - заявил в беседе с "Апострофом" экс-народный депутат Геннадий Москаль, ранее занимавший пост главы Луганской военно-гражданской администрации.
Невзирая на том, что драгоценное время было упущено, у Банковой еще остаются формальные основания для пересмотра или хотя бы начала дискуссии по поду перспектив "Минска".
С точки зрения Конституции и законов Украины, "Минские соглашения" не являются международными соглашениями и не налагают на Киев каких-либо обязательств, настаивает в комментарии "Апострофу" судья Конституционного суда в отставке Виктор Шишкин.
Конституция предполагает, что все международные соглашения подлежат ратификации парламентом. В случае с "Минском" никакой ратификации не было, и "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" 2015 года и сами соглашения 2014 года не являются частью национального законодательства.
"Власти могут пойти по пути создания Временной следственной комиссии парламента и открытия уголовных дел против лиц, причастных к подписанию "минского договорняка" ("Минских соглашений" - "Апостроф"). Прежде всего, речь идет о Петре Порошенко и Леониде Кучме. "Минск" написан в ущерб украинским интересам. В нем предусмотрены 20 обязательств для выполнения Украиной, 6 – для ОБСЕ, 2 – для "формирований" из ОРДЛО. Ни одного обязательства не возложено на Россию. Леонид Кучма не имел права подписывать документ, предполагающий изменение государственного устройства страны, предоставление отдельным регионам "особого статуса" и принятие новой конституции", - говорит Виктор Шишкин.
Пойдет ли Офис президента по такому пути? Учитывая нынешние внутренние и внешнеполитические реалии, весьма сомнительно.
Если Банковая не хочет (или боится) хоронить "Минские соглашения" столь открытым способом, то у власти есть несколько вариантов, как поставить Москву в неудобное положение. Один из них – предложить вариант введения на территорию ОРДЛО (хотя бы на линию разграничения) международного миротворческого контингента.
Миротворческая миссия ООН на Кипре, 1996 год
Учитывая, что российский МИД буквально каждый день обвиняет Киев в намерении военным путем уничтожить "ДНР" и "ЛНР", то россияне могут оказаться в неудобном положении. Отказаться от миротворцев – значит подтвердить собственные агрессивные намерения.
"Идея с введением на Донбасс миротворцев обсуждается давно. Тут есть две тонкости. Первое – нужны аргументы, чтобы убедить, допустим, силы ООН зайти на линию разграничения, где каждый день стреляют. Одно дело выполнять полицейские функции, вооружившись легким оружием; а другое – рисковать, понимая, что в любой момент прилетит снаряд. Следующий аспект – поведение Кремля. Москва, как ни странно, может поддержать идею, предложив "миротворцев" ОДКБ для как бы для защиты "граждан РФ" в ОРДЛО. Получится, что все стороны как бы за миротворцев, понимая термин по-своему", - отметил в разговоре с "Апострофом" политический аналитик Александр Кочетков.
Даже если россияне предложат "миротворцев" ОДКБ, то сам факт начала такой дискуссии будет выгоден Киеву, как демонстрация контрпродуктивной позиции Кремля, раздавшего на оккупированной территории более 600 тыс. своих "паспортов".
Угроза российского "признания"
Пока на Банковой думают, что делать с опостылевшим "Минском", Кремль систематически "стимулирует" европейцев и украинское руководство как можно быстрее переходить к реализации политической части договоренностей.
Сначала российские коммунисты обращаются к руководству РФ рассмотреть возможность признания оккупационных "республик" ОРДЛО. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, реагируя на предложение КПРФ, заявил, что российский парламент готов обсудить такой вопрос, а руководство "Единой России" предложило открыто поставлять в ОРДЛО военные товары и оружие.
Военные поставки – открытая угроза пойти на обострение.
Если бы РФ пошла на "признание" марионеточных "республик", на Банковой вздохнули бы с облегчением на том, основании, что Кремль вышел из "Минского процесса". Вместе с тем, успокаиваться в такой ситуации было бы весьма опрометчиво, потому что угроза со стороны РФ никуда не девается.
К тому же сомнительно, что ЕС в случае такого демарша введет против РФ очередные санкции.
"Вне зависимости, участвует ли Москва в "Минском процессе" или нет, кремлевское руководство оставляет за собой поле для маневра. В такой ситуации намеки относительно "признания" так называемых "республик" ОРДЛО могут быть, с одной стороны, военно-политическим шантажом, а с другой – признаком наличия у россиян некоего "плана Б", - отметил в беседе с "Апострофом" глава Центра исследования проблем национальной безопасности Национального университета "Острожская академия" Тарас Жовтенко.
"Признание "республик" будет означать выход РФ из "Минского процесса" и признание факта, что им не удалось навязать Киеву ОРДЛО на своих условиях. Они могут перейти к другой тактике: накачать Донбасс оружием, завести ядерное оружие в Беларусь и оккупированный Крым, взяв Украину в полукольцо. И с этих позиций они могут давить на Киев и Вашингтон, угрожая теперь уже ядерным конфликтом", - говорит эксперт.
Иными словами, пока что, видя пророссийскую позицию Германии и Франции по Украине, в Кремле вряд ли станут спешить с "признанием" боевиков, требуя уступки со стороны Киева. У Путина всегда готовы поднять ставки: ведь как только Офис президента Зеленского пойдет на это, Кремль сразу же получит дополнительные рычаги давления на Киев и дожмет политическое руководство Украины. Как долго мы сможем продержаться под таким всесторонним прессингом? Дать ответ на этот вопрос сейчас не сможет никто…