Офис президента Владимира Зеленского оказался заложником большой геополитики и собственных просчетов. Кремль давит на Киев и Вашингтон одновременно, требуя "прямых переговоров" с боевиками ОРДЛО и прочих политических уступок. Госдепартамент США передал Кремлю письменный ответ на российские требования "гарантий", попросив не публиковать ответ. Госсекретарь Энтони Блинкен отказался детализировать, что именно по Украине американские власти "гарантировали" Москве. Одновременно в Париже прошла встреча советников глав государств "Нормандской четверки", из итогов которой стало ясно, что Банковой продолжают активно выкручивать руки по Донбассу. Подробности читайте в материале "Апострофа".
Долгая встреча в Париже
В Париже Украину представлял глава Офиса президента Андрей Ермак, интересы Кремля представлял замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак. Францию и Германию, соответственно, представляли советник президента Эммануэль Бонн и советник немецкого канцлера Йенс Плетнер.
Встреча длилась более восьми часов. По ее итогу Андрей Ермак заявил журналистам, что разговор был "непростым", но "содержательным". Стороны провели аудит всех прежних наработок касательно "Минских соглашений", выполненных в рамках "Нормандского формата". Все участники, как настаивает Ермак, однозначно поддержали устойчивый режим прекращения огня, который формально действует с лета 2020 года. Угрозу возможного российского вторжения участники не обсуждали, так как работа "Нормандского формата", как говорил Андрей Ермак, касалась вопросов ОРДЛО.
"Стороны абсолютно открыто задекларировали, что существует много разногласий между Украиной и Российской Федерацией по поводу исполнения Минских договоренностей и трактовки Минских договоренностей, но при этом есть желание работать над этими разногласиями", - сказал Андрей Ермак, отказавшись детализировать о каких именно разногласиях идет речь.
По его словам, участники переговоров по итогу парижской встречи сделают собственные выводы, которые представят на следующей встрече "Нормандской четверки", запланированной через две недели в Берлине.
Дмитрий Козак, в отличии от Андрея Ермака высказывался гораздо предметнее. Он заявил, что прогресс в рамках "Нормандского формата" остается "нулевым". Каждый пункт российской позиции по ОРДЛО прямо или косвенно содержал прямое или косвенное указание на необходимость "прямых переговоров" Киева и боевиков. По его словам, режим прекращения огня якобы является соглашением между ВСУ и "вооруженными силами" ОРДЛО; поставки Киеву западного оружия Москва рассматривает как "военное удушение" Донбасса.
Замглавы администрации президента РФ также раскритиковал власти Украины за нежелание рассматривать некие письменные предложения боевиков "ЛДНР" для работы "Нормандского формата".
"Были направлены многочисленные письменные предложения, нам хотелось бы, чтобы на них последовала реакция со стороны Киева. Или положительный, или отрицательный ответ. Нам, к сожалению, и по этому вопросу не удалось договориться, взяли двухнедельную паузу. На данный момент все предложения ОРДЛО по гуманитарным вопросам, политическим, вопросам безопасности – остаются без реакции", - сказал Дмитрий Козак.
Увы, но имеются серьезные опасения, что европейские партнеры в ходе следующих переговоров в Берлине будут склонять Киев к уступкам, реализовать которые будет невозможно. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Андрей Ермак и Офис президента Зеленского попали в крайне непростую ситуацию. Кремль намерен и далее продавливать "прямые переговоры", требуя уступок от Киева, а руководство ОП не обладает должным дипломатическим опытом и политическим ресурсом, дабы блокировать российские "хотелки".
"Неважно, на что именно Андрей Ермак может согласиться в переговорах с россиянами. Важно, что все это не получится реализовать тут, в Украине. Кардинальные политические шаги по Донбассу Офис президента мог предпринимать в самом начале каденции Владимира Зеленского, когда у них были условные 75% рейтинга и Андрей Ермак еще считался персоной, заслуживающей доверия. У Банковой сейчас нет политического ресурса, нет уверенности в административной и силовой вертикали, дабы имплементировать разного рода "скользкие" решения по Донбассу", - настаивает в разговоре с "Апострофом" политический эксперт, руководитель социологической службы Украинский барометр Виктор Небоженко.
Угроза "прямых переговоров"
То, что Кремль займет именно такую позицию, было ясно еще перед началом парижских переговоров. Накануне встречи, украинская редакция "Deutsche Welle", ссылаясь на источник немецкого агентства Dpa, сообщила, что на встрече "Нормандской четверки" намерены определить дату "прямых переговоров" Киева с главарями оккупационных "республик" ОРДЛО. Предположительно, такое сообщение поступило от источников в Елисейском дворце.
Андрей Ермак, реагируя на сообщения журналистов, заверил, что Киев ни при каких условиях не согласится на "прямые переговоры" с боевиками. На этот раз все оказалось так, но что будет дальше – большой вопрос. Тем более, что ранее господин Ермак чуть было не согласился на российский сценарий с так называемым "консультативным советом" по ОРДЛО, который они обсуждали с Дмитрием Козаком.
"Позиция Украины, которую много раз высказывали на разных уровнях, неизменна, она отвечает украинским интересам. Никаких прямых переговоров с сепаратистами не было и не будет. А подобные выдумки появляются благодаря манипуляторам, которые уже много раз пытались сделать "измену" на ровном месте... Пусть те, кто сегодня участвуют в создании этих фейков, идут и себе рисуют на лбу красные линии, а у нас они, как и украинские интересы, прошиты на подкорке", - настаивал Андрей Ермак перед отлетом в Париж.
Учитывая предыдущие провалы и попытки протолкнуть "скользкие" решения по Донбассу, заверения Банковой в экспертной среде были восприняты прохладно.
"Мы неоднократно наблюдали, как слова Банковой расходились с делами. Достаточно вспомнить идею создания так называемого "консультативного совета", через который Москва планировала навязать "прямые переговоры". Тогда Банковая, видя реакцию общественности, пошла на попятную, задействовав в переговорах переселенцев с Донбасса, но осадок все равно остался. К тому же власти, невзирая на бодрые заявления Банковой, уже пошли на уступки Кремлю, отозвав проект закона о политике переходного периода на Донбассе, который раздражал россиян. Поэтому теперь гражданскому обществу и журналистам следует внимательно следить за ловкостью рук господина Ермака, дабы не пропустить очередной финт ОП", - отметил в разговоре с "Апострофом" политический эксперт Виталий Кулик.
"Переходный проект"
Офис президента начал лукавить еще до встречи в Париже. В понедельник стало известно, что Кабмин отозвал проект закона "Об основах государственной политики переходного периода" на Донбассе". Формально документ отозвали, так как к нему были предостережения со стороны Венецианской комиссии, но есть важный нюанс. Юридическая комиссия, действительно, рекомендовала внести в проект правки, но предложения были направлены в Киев еще в октябре прошлого года.
Документ изначально не устраивал российское руководство, так как содержал пункты по автоматическому расформированию всех оккупационных органов власти и замены их на временные администрации, затем шли пункты подготовке к выборам.
"Сигналы о том, что Россия выдвинула такое условие Украине (отозвать "переходный" законопроект - "Апостроф"), появились еще пару недель назад. После этого сигнал подтвердили разные источники. Россия действительно выдвинула такое условие – отозвать или зарубить в парламенте законопроект, который, несмотря на все его недостатки, стратегически укрепил бы позицию Украины на переговорах", - говорит аналитик фонда "Демократические инициативы" Мария Золкина.
Андрей Ермак настаивал, что решение отозвать проект никак не связано со встречей в Париже, но вскоре стало ясно, что связь тут самая прямая.
Глава парламентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия не стал отрицать, что документ сняли с рассмотрения именно ради переговоров "Нормандской четверки".
"Да, Кабинет министров отозвал законопроект о переходном периоде на Донбассе, согласно с письмом, которое я отправил от нашей фракции, потому что он не очень согласовывается с нашим нормандским форматом, и поэтому я попросил их забрать его на доработку. Возможно, будут какие-то нормандские встречи и будут определенные договоренности, которые необходимо будет воплощать в виде законопроектов. То есть это был преждевременный законопроект, поэтому его и отозвали", — рассказал Давид Арахамия журналистам.
Учитывая непростую ситуацию с переговорами в Париже, отзыв законопроекта с рассмотрения автоматически означает отказ Банковой его проводить через парламент вообще.
Следующий подозрительный момент заключается в том, что россияне весь прошлый год активно блокировали любые подвижки по "Нормандскому формату", а последние дни Москва настаивала, что никакой встречи советников глав государств "четверки" не будет, так как нет предмета для разговора.
Как только Кабмин отозвал "переходный" законопроект по Донбассу, администрация президента РФ "внезапно" согласилась на переговоры. Хотя очевидно, что французские и немецкие дипломаты загодя готовились к встрече, уточняли повестку и предварительные решения, которые затем можно будет утвердить в рамках очередного саммита "Нормандской четверки".
Такое "внезапное" согласие россиян может также свидетельствовать об их уверенности, что немцы с французами, пусть и нехотя, но согласились выкрутить Киеву руки, настаивая на реализации политический части "Минска".
Трое против одного
Тактика Кремля понятна– угрожая массированной эскалацией, вынудить Киев, Париж и Берлин выполнять "Минск" в российской трактовке. Европейские партнеры могут согласиться на решения, откровенно невыгодные Украине.
"Есть риск, что россияне и европейцы будут продавливать "параллельное выполнение" пунктов по безопасности и политической части "Минска". У Эммануэля Макрона на носу выборы и нужно показать результат во внешней политике. Новый канцлер Германии Олаф Шольц ведет линию своей предшественницы Ангелы Меркель, которая сводится к постепенному навязыванию уступок Киеву, а не Москве. Мы видим, что Берлин блокирует выделение Украине военной помощи, а крупный немецкий бизнес давит на федеральное правительство, не желая портить отношения с Москвой. Такие обстоятельства не сулят Андрею Ермаку ничего хорошего", - говорит Виталий Кулик.
Кремль при содействии Берлина и Париже еще весной попытался формализовать "параллельное выполнение" посредством утверждения так называемых "кластеров" - последовательности шагов, направленных на реализацию "Минских соглашений".
Предположительно, первоначальная версия "кластеров" была разработана в Берлине, а затем передана Киеву для уточнений. Дабы "стимулировать" Офис президента на скорейший ответ, российские власти "слили" информацию по "кластерам" в СМИ. Из сообщений в центральных российских медиа следовало, что Берлин и Париж предложили Киеву легализовать "народную милицию" боевиков, организовать "совместное патрулирование" территории ОРДЛО боевиками и украинскими военными, а также провести выборы на оккупированном Донбассе до передачи Киеву контроля над границей.
Офис президента первоначально включился в обсуждение "кластеров", но, в том числе, под давлением общественного мнения тема не получила продолжения. В ответ россияне на несколько месяцев заблокировали "Нормандский формат" и начали нагнетать военно-политическую ситуацию вокруг Украины, угрожая применить силу, вплоть до открытого вторжения.
Теперь на фоне тяжелых переговоров Вашингтона и Москвы по поводу "гарантий безопасности" и стремления Франции и ФРГ показать прогресс в "Нормандском формате", есть риск, что через две недели в Берлине Андрею Ермаку предложат новую версию "кластеров". У Офиса президента есть время, дабы подумать, как они будут отбиваться от Кремля и европейских "миротворцев", требующих политических уступок по Донбассу.