Власти Казахстана приняли неожиданное решение: в стране будут задерживать белорусские и российские грузовики, перевозящие товары, перегруженные от европейских перевозчиков – официальный Нурсултан считает, что это нарушает таможенное законодательство ЕАЭС. О том, насколько Казахстан поддерживает развязанную Путиным войну, как Запад и Китай влияют на страну-члена ОДКБ, и к чему все это приведет Россию - читайте в материале "Апострофа".
Дружественный нейтралитет?
"Топор" санкций медленно, но уверенно рубит торговые связи России даже с теми странами, которые считаются ее основными торговыми партнерами и союзниками. Так, в Казахстане отныне будут задерживать российские и белорусские фуры, которые везут грузы из третьих стран.
Подобный шаг выбивается из привычного образа сотрудничества РФ с Казахстаном на государственном уровне. Однако, по словам политолога Виталия Кулика, после начала российского вторжения в Украину, Казахстан сразу же пытался сохранить нейтралитет. Естественно, после январских событий в Нурсултане понимают сложность своей ситуации, поскольку есть определенная зависимость от российского зонтика безопасности в центральноазиатском регионе.
"Примечательно что в казахоязычных СМИ превалировала поддержка Украины, а в русскоязычных СМИ Казахстана было больше пророссийских нарративов. В то же время президент Токаев пытался поддерживать баланс, постоянно курсируя в Москву и проводя разнообразные переговоры в экономической специфике и в отношении безопасности. Кроме того, Токаев принял участие во всех мероприятиях ОДКБ. То есть он всячески подчеркивал лояльность, но не переходил черту к однозначной поддержке войны в Украине. Более того, нет ни одного письменного заявления, где бы можно было бы двояко трактовать позицию Казахстана, то есть это полный нейтралитет", - рассказал Апострофу политолог Виталий Кулик.
По его словам, сразу после начала вторжения казахская интеллигенция и даже политики частным образом подчеркивали свою поддержку Украине, была собрана гуманитарная помощь Украине, в Алматы в первые дни войны прошла акция, на которую вышло достаточно много людей. Позже такие акции запретили, но не запрещали как распространять украинский контент, так и оказывать гуманитарную поддержку.
Отход от Москвы запущен
Проводя политику нейтралитета в отношении войны в Украине, Казахстан решил воспользоваться моментом и углубить сотрудничество с Китаем, причем за счет своего "ближайшего союзника", который ничего с этим поделать не может. Действия Казахстана – это одна из "первых ласточек" разрушения роли России и Беларуси в евразийских трансграничных перевозках. То есть с одной стороны, на тактическом уровне, это разрушение логистических связей в пределах Евразийского экономического союза, а с другой — это разрушение на стратегическом уровне роли России как логистического хаба нового Шелкового пути, рассказал "Апострофу" экономический эксперт Алексей Кущ.
"Следующим шагом будут действия не только Казахстана, но и Европейского Союза, чтобы китайские товары постепенно не могли быть перевезены через Россию и Беларусь. Китай уже ищет диверсифицированные маршруты поставок своих товаров, в частности планируется задействовать Турцию и Румынию. То есть, Пекин уже сейчас понимает, что ему нужно иметь диверсифицированные маршруты транспортных коммуникаций, потому что вероятно, что в ближайшие полтора-два года Россия и Беларусь будут вычеркнуты из нового Шелкового пути, и огромные доходы, которые она получала за счет трансграничных маршрутов - будут потеряны. Особенно болезненным этот удар будет по Беларуси. Ну а Казахстан в этом плане просто "первая ласточка", - объяснил эксперт.
Для понимания текущей позиции Казахстана следует учитывать еще один фактор, который позволяет официальному Нурсултану так сильно маневрировать между лояльностью к России и нейтралитетом в отношении российско-украинской войны. Речь идет об отношениях Казахстана с западными финансовыми структурами и с Китаем. По словам эксперта Украинского института будущего Илии Кусы, Запад и Китай влияют на Казахстан в основном экономически, однако благодаря диверсификации экономических связей, на сегодняшний день ни у России, ни у Китая, ни у Запада нет какого-то доминирующего политического влияния на Казахстан.
"Дело в том, что западные компании присутствуют в основном в энергетике, и остались там даже после январских событий. В свою очередь, Китай имеет более близкое экономическое присутствие в Казахстане, будучи мощным торговым партнером, в том числе в энергетическом секторе, то есть в основном это влияние экономическое и рыночное", - говорит эксперт.
В целом Казахстану интересна как позиция как Китая, так и Запада, так как для них это важные рынки и важные экономические и финансовые партнеры. При этом политическое влияние Запада минимальное, у Китая в этом плане немного лучше дела, но в основном за счет того, что Пекин не склонен вмешиваться политически во внутренние дела Казахстана, или по крайней мере не изъявляет такого желания.
Война в Украине показала, что у России нет какого-то существенного политического влияния на крупнейшую среднеазиатскую страну. Казахи делают то, что им хочется, могут себе это позволить, поскольку их внешняя политика и торговля диверсифицирована, они не зависят критически от России. Да, санкции Запада для них немного некомфортны, потому что они ограничивают сотрудничество и с Россией, и в общем-то мешают возможности открыто торговать, но критическим ударом это назвать нельзя.
Несмотря на то, что Казахстан является участником Евразийского экономического союза и Таможенного союза и будто бы сотрудничает с Россией, если посмотреть товарооборот Казахстана с РФ, то можно обнаружить что он крайне невелик, а сами антироссийские санкции по сути ослабляют РФ как конкурента Казахстана на сырьевом рынке.
"Казахстан является конкурентом России на многих мировых сырьевых рынках. Прежде всего речь идет о рынке нефти и рынке зерна, и некоторых других полезных ископаемых, например того же урана. Страна очень интегрирована с западными финансовыми структурами, там более 40% инвестиций в экономику пришли со стороны западных финансово-промышленных групп. Вдобавок там очень ценят свою роль в мировом разделении труда и место на мировых сырьевых рынках, поэтому Казахстан будет очень добросовестно выполнять все санкционные вещи, которые сейчас налагаются на Россию и Беларусь", - считает Алексей Кущ.
Бездейственная "лояльность" как инструмент Казахстана
В целом, складывается следующая картина: нейтралитет Казахстана позволяет президенту Токаеву не идти на публичную конфронтацию с Москвой, тем самым избегая обострения отношений с Россией и не провоцируя повторение январских событий. Но в то же время, Казахстан получает ряд выгод от антироссийских санкций, попутно участвуя в этом "празднике жизни", запрещая РФ делать из Казахстана серую зону для схем обхода санкций.
По мнению Виталия Кулика, отношения Казахстана к нападению России на Украину, проявляется в следующей связке. С одной стороны Нурсултан подчеркивает лояльность к Москве, а с другой - Казахстан не вступил в рублевую зону Таможенного союза, по факту отказав Москве и Минску в таможенных сборах в рублях. И это далеко не все.
"В Казахстане принят ряд законодательных актов по контролю за контентом СМИ, и по сути сейчас есть ограничение на вещание российских телеканалов. Казахстан за это время имел скандал с мужем Симоньян, который в оскорбительном тоне обращался к казахам. Кроме того, Казахстан не проводил парад на 9 мая и запрещал проведение акций "Бессмертного полка". Поэтому можно сказать, что на данный момент, нейтралитет и балансирование Казахстана в отношении России показателен", - подытожил политолог.