RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.00
Политика

Второе пришествие госсекретарей

В политикуме все более актуальным становится вопрос внедрения вертикали административной власти

В политикуме все более актуальным становится вопрос внедрения вертикали административной власти Президент размышляет, как направить Кабмин под эгиду госсекретарей Фото: Владислав Содель

Проведение административной реформы все чаще обсуждается в политических и экспертных кругах. Одной из основных инициатив, определяющих ее ход, является создание политически независимой административной вертикали власти – Государственного секретариата. Этот институт, по замыслу экспертов, работающих над его внедрением, должен перенять у Кабинета министров решение всех управленческих и административных вопросов. Впрочем, пока реальные шаги для реализации реформы осуществляют только общественные и экспертные организации, подготовившие свои версии необходимых для ее проведения документов.

После того как основные баталии на украинской политической арене, вызванные парламентскими выборами, созданием коалиции и избранием Кабинета министров затихли, общественность и некоторые политические силы стали все ближе подходить к вопросу запуска административной реформы. При том, что в ходе этой реформы политикам предстоит решить весомый перечень актуальных проблем, одним из наиболее обсуждаемых в последнее время стал вопрос внедрения государственных секретарей в административный аппарат. На данный момент существует уже порядка пяти рабочих групп, независимо работающих над вопросами создания подобного института власти.

Впервые должность государственного секретаря была введена в 2001 году президентом Леонидом Кучмой. В то время господин Кучма увидел в этой инициативе не только способ умиротворить парламентское большинство того времени и обеспечить квотное распределение в Кабмине, но и универсальный инструмент единоличного контроля над правительством. Новоназначенные госсекретари тогда были наделены не только административными, но и политическими полномочиями, а также должны были избираться с каждым новым президентом, что и дискредитировало саму идею этой должности в глазах украинских политиков, в первую очередь – в глазах тогда еще премьер-министра Виктора Януковича, который не собирался терпеть рядом с собой вертикаль власти, дублирующую его собственные политические возможности. Крест на перспективной задумке Леонид Кучма поставил, подписав указ о ликвидации должности госсекретарей в мае 2003 года.

В большинстве европейских стран (в том числе, принадлежавших к бывшему «соцлагерю») институт административной вертикали власти является необходимым элементом в конструкции правительственного механизма. При этом, подобная структура власти (государственные секретари, первые заместители министра или иные должности) является независимой от смен ведущих государственных политиков – президента и премьер-министра. Такая модель позволяет парламенту реализовывать те или иные политические программы, не задумываясь о смене политического курса первых лиц государства, и эффективно осуществлять как кадровую, так и реформационную политику в госаппарате. В качестве хорошей иллюстрации для подобного механизма можно привести опыт Румынии, где введение должности генерального секретаря в 2001 году позволило оптимизировать многочисленные межведомственные консультации, проводимые при каждой инициируемой реформе.

Альтернативные государственным концепции внедрения административной вертикали власти появились еще в 2001 году благодаря ряду общественных организаций. Глава правления Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василий Филипчук, принимавший участие в создании одного из этих проектов, признает, что госсекретари невыгодны и неудобны коррумпированной политической системе, поскольку являются независимыми и способны саботировать «договорные» схемы, широко применяемые при реализации государственных инициатив. Но для того, чтобы госсекретари стали действительно независимой вертикалью, они должны быть защищены от политического влияния на законодательном уровне. Кроме того, господин Филипчук предполагает, что назначать госсекретарей должна профильная коллегия при Нацагентстве государственной службы по результатам открытого профессионального отбора. Срок же работы госсекретарей не должен зависеть ни от одного выборного цикла. «Когда страна находится в политическом предвыборном шторме, именно административный аппарат должен стать островком стабильности, уверенно направляя государство в интересах общества»,‒ отмечает глава правления МЦПИ.

Впрочем, разработать условия для избрания госсекретарей таким образом, чтобы они не пересекались с выборами в стране, где та или иная предвыборная гонка начинается чуть ли не каждый год, вероятно, будет непросто. С другой стороны, в МЦПИ отмечают, что согласно европейскому опыту, сама по себе реформа не потребует существенных расходов (позволяя при этом создать условия для экономии бюджетных средств в будущем). Кроме того, по словам экспертов, согласно проекту стратегии админреформы на 2015-2017 годы, создание новой вертикали власти должно быть завершено к августу 2015 года, так что времени на реализацию тоже вполне достаточно. Единственное необходимое для выполнения требование – независимость административной власти от политической. «К сожалению, если судить по коалиционному соглашению, там реализация этой реформы выписана достаточно размыто, без какой-либо конкретики»,‒ говорят в МЦПИ. Так что вероятность появления очередного «яблока раздора» в политических кулуарах кажется отнюдь не маленькой.

Чтобы ускорить работу политикума, общественные организации уже готовят свои версии механизмов создания госсекретариатов. Проект положения о госсекретарях и законопроектов, которыми вносятся изменения в законы «О Кабмине» и «О центральных органах исполнительной власти», подготовленный МЦПИ, был направлен в Администрацию президента в апреле этого года. Инициатива общественной организации «Реанимационный пакет реформ» (РПР) была представлена общественности на прошлой неделе. Документы, созданные рабочей группой под руководством экс-главы Национального агентства по вопросам госслужбы Дениса Бродского, уже обсуждаются в парламентском комитете по вопросам государственного строительства, региональной политики и самоуправления. Тем не менее, сделать свой выбор чиновникам предстоит в ближайшее время – вопрос о создании института госсекретарей включен в коалиционное соглашение, а по заверению секретаря профильного комитета Верховной рады Алексея Гончаренко (фракция «Блок Петра Порошенко), соответствующие законопроекты будут рассмотрены уже в ближайшие несколько недель.

Читайте также

Новый старый Кабмин и перестановки в ОП: кто, куда, зачем

В результате переформатирования правительства в Украине некоторые уволенные министры перейдут на другую работу во власти

Умерову дадут новую должность? Кого могут назначить министром обороны вместо него

Рустем Умеров перейдет на должность вице-премьера по вопросам ВПК, на посту министра обороны его заменит Александр Камышин