РУС. | УКР.

пятница, 28 июля
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
25.88
Политика

Александр Данченко: Мы проигрываем войну - не танками, а информационно

Глава комитета Рады рассказал, достаточно ли Украина тратит на кибербезопаность

Глава комитета Рады рассказал, достаточно ли Украина тратит на кибербезопаность Александр Данченко Фото: пресс-служба

Уже более двух лет в Верховной раде продолжается эпопея с принятием закона "Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины". В конце мая парламент в очередной раз не смог проголосовать за этот документ и отправил его на повторное второе чтение. Складывается впечатление, словно депутаты не совсем отдают себе отчет, насколько этот закон важен для обороноспособности нашего государства, особенно сегодня, в условиях гибридной войны. О том, какие другие важные государственные документы не могут работать без этого закона, достаточно ли сегодня в Украине выделяется средств на борьбу с киберугрозами и каких принципиальных изменений требует политика государства в цифровой сфере в целом "Апостроф" побеседовал с председателем комитета Верховной рады по вопросам информатизации и связи АЛЕКСАНДРОМ ДАНЧЕНКО.

- Как вы оцениваете нынешний уровень киберзащиты Украины?

- Знаете, учителя, бывает, часто говорят о нерадивых учениках: "Не знал, не знал, да и забыл". Так же приблизительно и у нас с защитой киберпространства: не было, да и не появилось. И честно говоря, уже утомительно об этом говорить в Украине, стыдно оправдываться перед европейскими партнерами, и опускаются руки внутри парламента, когда коллеги-депутаты в очередной раз проваливают столь важный законопроект, закладывающий основы кибербезопасности страны.

- Почему так происходит?

- Видимо, во-первых, кое-кто просто забыл о своих прямых обязанностях, а во-вторых – эти же люди ставят во главу угла собственные бизнес-интересы. В кулуарах парламента поддержка законопроекта есть, а когда доходит до голосования – нардепы просто отсутствуют в зале.

Но это вопрос дисциплины. А ведь есть еще вопрос политической воли. В марте прошлого года президент подписал указ, которым ввел в действие "Стратегию кибербезопасности Украины". У этого документа великая цель – создание безопасного киберпространства. Для реализации этой цели в составе СНБО создали целый Национальный координационный центр кибербезопасности. Чем ответили хакеры? В декабре прошлого года взломали сетевое оборудование и выкрали несколько терабайт информации Минфина и Госказначейства. Это стоило госбюджету 80 млн грн. Можно ли говорить об эффективности работы Стратегии и координационного центра? И возвращаясь к вопросу о политический политической воле: интересно, сколько раз еще "должен грянуть гром", чтобы пропрезидентская фракция наконец-то появилась на рабочих местах и проголосовала за законопроекты, без которых Стратегия кибербезопасности не заработает?

- Сколько Украина тратит денег на собственную кибербезопасность?

- На обеспечение работы государственной системы спецсвязи и защиты информации в бюджете заложено порядка 1 млрд грн, отдельно предусмотрены деньги на модернизацию этой инфраструктуры – это еще чуть более 250 млн грн. После активных декабрьских атак на Минфин, Мининфраструктуры и другие органы Верховная рада увеличила расходы на развитие и функционирование системы киберзащиты еще на 150 млн грн.

Годовые затраты США в этой сфере составляют 6,5 млрд долларов, это при том что существующая инфраструктура у них суперсовременная. Даже в Индии бюджет на кибербезопасность перевалил за 1 млрд долларов. Мир изменился настолько кардинально, что даже экономически отсталые страны с практически отсутствующим оборонным комплексом могут влиять на события в мире.

Я давно говорил о том, что мы проигрываем войну – я имею в виду - не танками, а информационно. Сегодня информационная пропаганда уже является частью системы кибератак. Это прекрасно, что за эти три года у нас появилась профессиональная боеспособная армия, но наши ребята будут гибнуть до тех пор, пока мы не научимся защищать тот самый невидимый информационный фронт.

- Недавний указ президента, который в том числе привел к блокировкам российских социальных сетей, разве он не является элементом защиты того самого невидимого фронта?

- Статистика говорит о том, что украинский трафик на эти ресурсы значительно снизился. Если до санкций, аудитория "Одноклассников" и "ВКонтакте" составляла 11 млн активных пользователей, то по последним данным, которые у меня есть, 2,6 млн человек подключаются к соцсетям через сервисы VPN. Но мы должны понимать, что в летние месяцы традиционно аудитория становится менее активной, осенью картинка изменится.

Вопрос с блокированием этих ресурсов оголяет другую проблему – отсутствие стратегии информационного позиционирования Украины в мире. Когда я слышу бравые отчёты Министерства информполитики о том, как эффективно они продвигают Украину в мире, то хочется плакать. На систему иновещания из госбюджета выделено 100 млн грн. Это бюджет рекламной кампании какого-нибудь мирового бренда с рынка FMCG, например. А мы говорим о стране, в которой с одной стороны идет война, а с другой – в этой стране учатся жить заново и даже делают в этом отношении определенные успехи.

- Могли бы вы четко обозначить проблемы, которые необходимо решить, чтобы Украина смогла эффективно защищать свое киберпространство?

- Первое и самое главное – необходимо наличие единого органа, который бы в масштабах всей страны аккумулировал бы в своих руках не только вопросы киберзащиты, но и развития отрасли в целом. Это также важно и с той точки зрения, что киберзащита не может существовать отдельно от всей остальной ИТ-инфраструктуры государства.

Далее – необходима законодательная реформа, которая позволит выстраивать эту самую инфраструктуру на качественно новом уровне. На сегодняшний день основополагающие законопроекты уже подготовлены и только ждут, когда у народных депутатов "появится свободная минутка", чтобы заняться своими прямыми обязанностями. Помимо упомянутого выше документа о киберзащите, это законопроекты "Об электронных коммуникациях", "О радиочастотном ресурсе", "Об облачных вычислениях", "Об электронных доверительных услугах" и другие.

Следующая проблема – это устаревшие стандарты защиты информации, и как следствие - отсутствие единства частных и государственных систем. Объясню на примере. В США, Великобритании, Сингапуре стандарты организации безопасной работы инфраструктуры всех уровней едины, разработаны на государственном уровне и спущены всем вплоть до мелких предпринимателей. В одном из исследований компании Cisco говориться о том, что главными барьерами на пути к информационной безопасности являются: нехватка ресурсов, недостаточной уровень квалификации специалистов и несовместимость систем защиты. 65% организаций используют от 6 до 50 систем кибербезопасности – о какой целостной и эффективной защите можно говорить?

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

Западу все равно, как решится проблема Донбасса, но Порошенко заставят выполнить "Минск" – военный эксперт

Украину ждет непростая осень: нужно выполнить Минские соглашения, сохранив стабильность в стране. И при этом быть готовым к провокациям противника.

Выпад Трампа в адрес Украины: без российских спецслужб не обошлось

Трамп использует вопрос вмешательства Украины в американские выборы как инструмент для защиты. Однако это еще больше связывает его с Россией и не спасает Тиллерсона от ухода в отставку.

Между партиями Порошенко и Яценюка проблемы, а насчет Рады осталась лишь одна надежда

За полгода работы Рада не смогла принять важные кадровые решения, но успела зарегистрировать более 600 законопроектов, большая часть которых является обычным спамом.

Новости партнеров

Загрузка...