В Кабинете министров Украины произошла рокировка. В понедельник, 20 марта, в отставку отправлены министр образования Сергей Шкарлет, министр стратегических отраслей промышленности Павел Рябикин, а также вице-премьер-министр Украины – министр цифровой трансформации Михаил Федоров. Последний, впрочем, из правительства не уходит, а просто меняет должность. В Раду уже поступили представления о назначении новых людей. О том, почему произошли отставки, и кто пришел им на смену, читайте в материале "Апострофа".
Кто ушел и куда
Отставка министра образования и науки Сергея Шкарлета назрела уже давно – можно сказать, с момента его назначения на эту должность в 2020 году. Против кандидатуры Шкарлета выступало тогда научное сообщество и общественные активисты. В докторской диссертации Шкарлета были обнаружены признаки плагиата, а НАПК выявило в декларации Шкарлета недостоверные сведения.
За время своей работы министром Шкарлет постоянно попадал в скандалы (в том числе, из-за связей с одиозным Дмитрием Табачником), однако, благодаря заступничеству Офиса президента (и как говорят наши источники – непосредственно Андрея Ермака), сохранял свою должность. Учитывая тот факт, что сейчас фактически все кадровые решения принимаются в ОП, можно сделать простой вывод: там посчитали, что Шкарлет окончательно стал токсичным и его попросили уйти в отставку.
Читайте также: Допустил ошибку: Шкарлет оконфузился в заявлении об отставке
Вторым отставником стал министр стратегических отраслей промышленности – Павел Рябикин. В СМИ неоднократно писали, что Рябикина на Банковой хотят назначить послом в Китай. Стоит отметить, что у него есть опыт дипломатической службы: еще в 2009-2010 годах он был Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в Дании, однако кадровым дипломатом он не является.
На первый взгляд, самой неожиданной стала отставка министра цифровой трансформации Михаила Федорова. Президент Зеленский даже называл его самым эффективным министром. Однако, как выяснилось, Федоров должен получить новые – более широкие – полномочия.
Кто приходит
Продолжая тему Михаила Федорова отметим, в Раду уже внесено представление о назначении его – вице-премьером по вопросу инноваций, развития образования, науки и технологий. Федоров, к слову, является самым молодым министром в Кабмине. Он близок лично к Зеленскому, не демонстрирует показательно высоких амбиций и имеет неплохие перспективы стать премьером, когда настанет очередь менять Дениса Шмыгаля.
Министром стратегических отраслей промышленности, вполне вероятно, станет бывший глава Укрзализныци Александр Камышин. Он днмонстрировал успехи на этой должности, особенно после полномасштабного вторжения, когда услугами УЗ воспользовались буквально все главы западных государств, включая президента США Джо Байдена.
Западные партнеры считают его реформатором. Правда, тут стоит отметить, что Камышин исторически близок к группе крупнейшего олигарха Украины Рината Ахметова: с 2012-го по 2019 год он являлся менеджером по инвестициям компании SCM. До этого он трудился в инвестфонде Томаша Фиалы Dragon Capital.
"Камышина, видимо, назначили на должность, так как у него были некоторые успехи пиарного плана в Укрзализнице, но его перспективы на посту министра стратегических отраслей промышленности пока остаются туманными. Ведь непонятен функционал и предназначение самого министерства. Если это сугубо оборонка, то почему еще не ликвидирован Укроборонпром, хотя об этом давно говорят. Плюс, есть стратегические предприятия, которые находятся в ведомстве других министерств и госструктур. Если не урегулировать эти вопросы, то ситуация останется, как есть: непонятно, на каком основании министра назначили на эту должность, а после неясно, за что именно его сняли. Как это и произошло с Рябикиным", - отметил в комментарии "Апострофу" политический эксперт и политтехнолог Ярослав Макитра.
На должность министра образования и науки в Раду внесли кандидатуру Оксена Лисового. Лисовой возглавляет Малую академию наук Украины (это сеть центров внешкольного образования обычно на базе средних школ, где дети могут заниматься творчеством, научными разработками и экспериментами). После начала полномасштабного вторжения России Лисовой пошел добровольцем на фронт, попав в 95-й отдельную десантно-штурмовую бригаду ВСУ.
Оксен Лисовой – сын советского диссидента Василия Лисового. Но биография Оксена Васильевича интересна тем, что он связан с семьей Станислава и Олеся Довгих. Станислав Довгий был народным депутатом нескольких созывов и министром, а также в 2010 году голосовал за продление пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Его сын Олесь является нардепом сейчас, и известен тем, что был секретарем Киевсовета и соратником скандального мэра Киева Леонида Черновецкого.
Интересно, что Лисовой был помощником-консультантом нардепов Станислава Довгого и Максима Саврасова. Последний – один из близких соратников Довгого-младшего.
Также интересно, что Оксен Лисовой работал на руководящих должностях в "Укртелекоме", когда им руководил Станислав Довгий, а затем они вместе перешли в Государственное учреждение НЦ "Малая академия наук Украины" (МАНУ), где Лисовой стал директором, а Довгий — президентом.
Не вызовет ли кандидатура Оксена Лисового в случае назначения министром недовольства в научной и общественной среде – вопрос, пока, открытый. Тем не менее, на фоне токсичного Шкарлета, судя по всему, любая кандидатура будет выглядеть более уместной.
"Мотивы назначения Лисового очевидны. Он отлично показал себя на должности руководителя "Малой академии наук" - структуры, которая при скромном финансировании добилась отличных результатов по работе с талантливыми детьми. Его эффективность на посту министра будет зависеть от того, позволят ли ему самому подобрать себе замов. Если да, то у сферы образования и науки есть шанс на обновление, так как среднее и высшее образование сначала пострадали от пандемии ковида, а после и от открытого вторжения россиян. Если Лисовому не позволят подобрать замов, то мы увидим через 5-6 месяцев, как министерство продолжает страдать от прежних болезней (плагиат, коррупция, проблемы с фундаментальной наукой) даже при отличном и профессиональном министре", - отметил в разговоре с "Апострофом" глава Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.