Принятый парламентом закон, призванный обеспечить права вынужденных переселенцев, не содержит четко прописанных критериев получения статуса внутренне перемещенного лица. Эксперты называют закон «рамочным», признавая, что для его имплементации потребуется принятие ряда подзаконных актов. В свою очередь, правозащитники в целом оценивают принятый документ положительно.
Вчера Верховная рада приняла закон «Об обеспечении прав и свобод внутреннее перемещенных лиц». Он призван определить статус внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), обеспечить реализацию их конституционных прав, создать им условия для социальной адаптации, помочь в обеспечении временным жильем, а также способствовать их трудоустройству и получению образования.
Содержание закона вызывает ряд вопросов, в первую очередь, относительно определения статуса внутреннее перемещенного лица. Так, согласно нормам принятого закона, ВПЛ является гражданин Украины, которому пришлось покинуть постоянное место жительства из-за военного конфликта, временной оккупации, проявлений насилия и массовых нарушений прав человека. При этом информация об указанных обстоятельствах, согласно закону, берется из официальных сообщений верховного комиссара ООН по правам человека, ОБСЕ, Международного комитета Красного Креста и уполномоченного Верховной рады по правам человека. Следует отметить, что в заявлениях международных организаций о ситуации в зоне проведения антитеррористической операции нет четкого определения мест действия – речь чаще всего идет о «востоке Украины». Отсутствуют и официальные постановления государственных органов по этому вопросу.
Закон не позволяет однозначно определить, кто должен получить статус ВПЛ, считает эксперт Института социальных технологий «Социополис» Ярослав Макитра. «Очевидно, что этот законопроект принимался в популистских предвыборных целях, и, к сожалению, он не будет действовать»,– уверен эксперт. Он считает, что государство не имеет четкого видения, как можно решить вопросы вынужденных переселенцев, поэтому не стоит надеяться, что этот документ сможет серьезно им помочь.
С господином Макитрой не согласен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, по мнению которого вопрос о том, имеет ли человек право на получение статуса внутренне перемещенного лица, можно будет решить индивидуально в каждом конкретном случае. «Я думаю, данной проблемой должно заниматься Госагентство по вопросам восстановления Донбасса, которому следует дать соответствующие пояснения»,– заявил господин Карасев. Принятый закон является рамочным, пояснил эксперт, но он будет работать, если будет продумана его правильная имплементация. «Для этого Верховной раде необходимо принять необходимые подзаконные акты, возможно, должно появиться соответствующее разъяснение Кабинета министров»,– отметил Вадим Карасев.
Правозащитники оценивают принятый Радой закон в целом положительно. «Это уже второй посвященный вынужденным переселенцам закон, который принимает парламент – первый был ветирован президентом 17 июля, и он действительно был очень проблемным»,– заявил глава общественной организации «Институт "Республика"» Владимир Чемерис. По словам правозащитника, новый закон гораздо лучше и взвешеннее предыдущего, хотя в нем, конечно, хватает проблем, в частности,– с определением статуса ВПЛ. «Я думаю, что главное для переселенцев сейчас – помощь материальная, а это больше зависит не от закона, а от действий Кабмина»,– отметил господин Чемерис, подчеркнув, что, несмотря на несовершенство закона, он считает его принятие позитивным шагом.