RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

«Отступать нам некуда, за нами ‒ столица»

В Черниговской области добровольцы объединяются в батальон территориальной обороны

В Черниговской области добровольцы объединяются в батальон территориальной обороны Бойцы батальона «Север» в полной выкладке отрабатывают штурм здания Фото: facebook.com/severbat

В Черниговской области базируется добровольческий батальон спецназначения «Север», формирование которого началось еще летом и продолжается до сих пор. Основной свое целью бойцы называют защиту северного направления на подступах к столице, до которой, по словам добровольцев, отсюда «три-четыре часа езды на бронетранспортере». Бойцы опасаются, что в случае вторжения регулярная армия и пограничники не смогут прикрыть северные рубежи. Между тем, с российской стороны концентрируется техника, а на территорию Черниговской области то и дело залетают российские беспилотники.

Добровольческий батальон спецназначения «Север» Министерства обороны дислоцируется в Чернигове. На КПП нас встречает молоденький паренек низкого роста, при виде которого почему-то приходит в голову словосочетание «писарь при штабе». Документов никто не спрашивает. Плац усыпан листьями, сквозь асфальт пробиваются кусты, на трибуне давно облупилась краска. Ни герба, ни флага нигде не видно. На территории ‒ некошенная трава, на дорожках валяются спиленные ветки деревьев, битое стекло, кое-где разбросаны пустые бутылки.

‒ Тут раньше часть связистов располагалась. Но она была расформирована несколько лет назад. Территория была выставлена на торги. Говорят, кто-то из семьи Януковича собирался строить здесь культурно-развлекательный комплекс,‒ говорит сопровождающий нас парень.

Возле давно не крашенной казармы мужчины играют в футбол. Среди них есть и молодежь, и люди с седыми волосами. Кто-то ‒ в гражданской одежде, кто-то ‒ в камуфляже разных образцов и расцветок. В казарме грязновато. На стенах висят агитационные плакаты из прошлой довоенной жизни. В нескольких комнатах свалены вещи ‒ рюкзаки, карематы, гитара. На столе в оружейной комнате ‒ пара упаковок дешевых сигарет и две кевларовые каски.

‒ Нам ведь только на днях Минобороны предоставило эту казарму ‒ вот и переезжаем,‒ рассказывает один из добровольцев. Потом он указывает на каски.‒ Вот эту, с надписью «Береги вас Господь! Слава Украине!», подарили воспитанники детского дома. Да и вообще почти все, что у нас есть,– это помощь друзей и волонтеров.

Впрочем, и эта помощь оказалась достаточно скудной ‒ ее не хватило даже на кровати. На вопрос, куда подевались кровати, принадлежавшие связистам, никто ответить не может. Еду также приходится покупать за счет меценатов. Выходим на улицу и завязываем разговор со старшим инструктором по имени Тарас. Назвать свою фамилию, как и фотографироваться без балаклавы, он отказался.

‒ У нас тут все добровольцы. С 9.00 до 20.00 мы усиленно занимаемся физической подготовкой, работой в группе, учимся обращению с оружием, изучаем разведывательную деятельность, особенности городских боев, приобретаем картографические навыки. Рассчитываем на специальные задания, диверсионные работы. Регулярно устраиваем ночные тренировки. Занятия проводят также офицеры спецподразделений,‒ пояснил Тарас.

Мы стали свидетелями занятия по физической подготовке, после которого бойцы купались в прохладной октябрьской реке. Затем началась отработка штурма здания. Раз за разом. Добровольцы действовали совершенно бесшумно, а ведь на них была амуниция весом почти в шесть килограмм.

По словам Тараса, численность батальона составляет всего несколько десятков человек, но каждый день приходят один-два кандидата, с которыми проводится подробное собеседование. «Мы уже участвуем в совместном с пограничниками патрулировании границы. И хотя мы относимся к Минобороны, командиров нам никто не навязывает. Мы их сами выбираем»,‒ пояснил Тарас.

‒ Тут подготовка крутая,‒ присоединяется к беседе мужчина, назвавший себя Сэнсэй.‒ Много времени, например, уделяется медицине, чтобы каждый мог мгновенно оказать помощь себе и товарищам. Ведь зачастую жизнь человека зависит от правильно потраченных секунд, даже не минут.

Сорокалетний Сэнсэй, с залысиной, усами и седой бородой, называет себя «театральным режиссером». При этом он отказывается фотографироваться с открытым лицом и не хочет называть театр, в котором играл: «У меня мама семидесяти пяти лет. Она не знает, чем я занимаюсь. Говорю, что мы просто с парнями спортом балуемся». Выяснилось, что Сенсэй ‒ мастер восточных единоборств.

‒ А кто из вас уже воевал?

Ветераном войны, в частности, оказывается «писарь при штабе», по имени Сергей. Он был призван разведчиком в танковую роту и полтора месяца провел в луганском аэропорту. Сейчас официально переводится в «Север». Кажется, бытовая неустроенность его совсем не волнует. На вопрос о том, чего ему не хватало на фронте, улыбнувшись, отвечает ‒ «девочки». «Считаю, что за месяц реально сильного подготовить бойца, главное ‒ его мотивация и желание»,‒ поясняет Сергей.

Успеваем еще немного поговорить с двадцатисемилетним Максимом ‒ программистом на «гражданке». Узнав о формировании батальона, Максим бросил высокооплачиваемую работу и пришел «учиться на диверсанта». «Я сам черниговский, это моя земля, в защите которой заинтересованы не только мы, но и киевляне, например. Да, я готов ехать воевать. Как только все это началось, я сказал родителям, что в стороне не останусь»,‒ рассказывает он.

‒ Коля с Андреем приехали! ‒ раздался чей-то возглас.

Мужчины бросают все свои дела и за руку здороваются с приехавшими ‒ основателями «Севера» ‒ Андреем Ярмоленко и Николаем Акуличем.

‒ Формирование батальона началось летом на базе черниговской организации «Центр тактического обучения СОТА», куда желающие просто приходили на курсы военной подготовки. Оценив обороноспособность родного края, мы пришли к выводу о необходимости срочно призвать патриотов и начать их усиленную подготовку к защите родины,‒ рассказывает полковник, первый заместитель командира батальона Андрей Ярмоленко.

Разговорившись, мужчины рассказали о крайней малочисленности пограничников на этом участке. По их словам, воинские части за Десной при грамотном планировании могут быть заблокированы таким образом, что не смогут дать эффективный отпор агрессору. А обстановка достаточно тревожная. На украинскую территорию то и дело залетают российские беспилотники, которые иногда удается сбивать. Концентрацию техники с того края кордона и вовсе никто не скрывает. По слухам, обслуживают ее дагестанцы.

- Вот, смотрите. Там ‒ граница с Россией. Там ‒ граница с Беларусью, российской союзницей,‒ показывает Ярмоленко.‒ От Чернигова до Киева, три – четыре часа езды на БТР, так что отступать нам некуда, за нами столица.

Читайте также