RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Годовщина крушения МН17: жители близлежащих сел до сих пор находят обломки "Боинга"

17 июля исполнилась вторая годовщина со дня крушения "Боинга" 777 рейса МН17 на Донбассе

17 июля исполнилась вторая годовщина со дня крушения "Боинга" 777 рейса МН17 на Донбассе Спасатели на месте крушения малайзийского Boeing МН17 в селе Грабово Фото: EPA/UPG

Два года назад в небе над Донбассом погибли 298 пассажиров "Боинг" 777 рейса МН17, летевших из Куала-Лумпура в Амстердам. Официальные данные о причинах трагедии до сих пор не обнародованы, хотя факты, собранные гражданскими журналистами Bellingcat, указывают, что самолет был сбит российской установкой "Бук". Жители трех сел в Донецкой области – Грабово, Рассыпное и Петропавловка, на которые высыпались обломки самолета и останки людей, до сих пор испытывают ужас, вспоминая события 17 июля 2014 года. Рассказывают, что после трагедии собрались вместе и вышли на поиски – а вдруг кто-то да выжил. Оказалось – никто. Спустя два года, в день страшной трагедии, дети из Петропавловки зажгли свечи, принесли цветы и игрушки к памятному знаку с фотографиями погибших. Рядом - обломки самолета, найденные в этом году. И 80 бумажных самолетиков – по числу погибших маленьких пассажиров "Боинга".

"В тот день было ужасно шумно, как будто ехали тысячи танков одновременно, - вспоминает жительница Петропавловки Зоя Иванова. – Мы кинулись по подвалам и вышли, только когда начало смеркаться и шум прекратился". А школьник Илья говорит, что с друзьями подумал, что с неба спускаются парашютисты, и только когда на огород его семьи упали страшные фрагменты, понял – случилось страшное.

На три села несколько минут падали обломки самолета и останки людей. Местные жители долго боялись выйти из подвалов, а когда вышли – увидели жуткую картину. Несмотря на дрожь в коленях, пошли искать, надеясь на чудо – а вдруг кто живой остался.

"Никогда не забуду этот запах – сладковатый, приторный, вперемешку с горелым. Мы ходили с соседками, когда спасатели собирали останки, и просто плакали. Взрослые, дети, белокожие, чернокожие, мулаты, индийцы, даже попугай в клетке мертвый", - с содроганием вспоминает жительница Грабово Алена Зиненко.

Как рассказала председатель соседнего села Петропавловка Наталья Волошина, на следующий день после трагедии все местные жители, в том числе сотрудники близлежащих шахт, вышли на поиски останков людей и самолета. "Взрослые мужики плакали, когда находили тельца деток, - говорит Волошина. – Сигнальные флажки ставили чуть ли не каждый метр… И, кстати, именно после этой катастрофы у нас начались боевые действия, до этого их не было. Когда приезжали голландские эксперты, мы под бомбежками носили им остатки самолетной обшивки и другие части "Боинга". Мы до сих пор находим куски самолета в полях. Когда сеяли пшеницу, наши трактористы ехали по полю и подбирали какие-то фрагменты. Думаю, в лесопосадках их еще немало, но туда невозможно зайти, там много неразорвавшихся снарядов. Также там однозначно были и людские останки, но дикие животные, наверное, уже сделали свое дело…".

Грабово и до трагедии было довольно набожным селом, а уж после того, как основные части самолета рухнули всего в каких-то десятках метров от первых домов, уверовали даже ярые атеисты, если таковые в селе имелись. Каждое 17 июля грабовчане из церкви идут к памятнику погибшим и кресту на въезде в село. "Спаси и сохрани" гласит надпись на кресте, и на нем же пришпилены две фотографии с молодыми улыбающимися лицами. Это в прошлом году в охваченное войной село добрались несколько голландцев – родственников погибших пассажиров, чтобы выразить уважение людям, собравшим останки их родных, и забрать горсточку земли отсюда. "Натурально, брали землю, насыпали в баночку и увозили к себе домой, мол, это частица их погибших детей. Невозможно было смотреть, как в прошлом году плакал отец, чей сын тут остался навсегда", - рассказала грабовчанка Екатерина.

В этом году в Грабово из родственников не смог приехать никто. Фотографии выцвели и истрепались дождем и ветром. Но возле мемориального камня, заложенного в прошлом году, – свежие цветы и детские игрушки.

Возле мемориального камня, заложенного в прошлом году, - свежие цветы и детские игрушки Фото: Сергей Курганов

Дети из Петропавловки рано утром в воскресенье вышли к стенам сельсовета на митинг памяти. Прочитали стихи, зажгли поминальные свечи. Рядом – обломки самолета, найденные с начала этого года, и 80 бумажных самолетиков – по числу погибших маленьких пассажиров "Боинга". Когда одна из жительниц стала читать свои стихи в память пассажиров рейса МН17, нам рассказали, что до этого она 40 дней молилась за души усопших.

Дети из Петропавловки возле сельсовета почтили память пассажиров рейса МН17, погибших в авиакатастрофе 17 июля 2014 года Фото: Сергей Курганов

Все три села оккупированы боевиками "ДНР", и это стало главной причиной, по которой родные и друзья погибших не могут приехать на землю, ставшую могилой для их близких. Никто не хочет нелегально пересекать границу с Россией, а ехать с подконтрольной территории Украины в сотни раз сложнее, из-за блокпостов, километровых очередей на них и общей неразберихи. Поэтому на месте трагедии за погибших молятся сами жители Донбасса. "Господи, подумать только: вот ты летишь с отдыха домой – и вдруг за твою душу уже молится неизвестный человек, живущий в далекой стране! – плачет грабовчанка Юлия Немко. – За что детей убили, людей – непонятно!"

Рядом c местом, куда принесли цветы и свечи, - обломки самолета, найденные с начала этого года, и 80 бумажных самолетиков (по числу погибших детей в авиакатастрофе) Фото: Сергей Курганов

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства