Договоренность Украины с Международным валютным фондом позволяет аналитикам рапортовать о хороших макроэкономических перспективах нашей страны в 2019 году. О том, каким будет курс гривны в следующем году "Апострофу" рассказал финансовый эксперт Алексей Субочев.
Вот уже три года, как в Украине используют политику плавающего (гибкого) курса валют. Гибкий курс валют определяется рыночными факторами, которые действуют на валютном рынке. Однако НБУ, отвечающий за стабильность финансовых макроэкономических показателей, сохраняет активное присутствие на межбанковском валютном рынке и в случае необходимости выходит с продажей\покупкой иностранной валюты для сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса.
Таким образом валютный курс определяется потребностью в валюте на ринке. Эта потребность часто бывает неравномерной. Иногда мелкому движению курса не может быть объяснений. С другой стороны, возникновения тенденций объясняется главным образом сезонной динамикой, когда на курс влияют ситуативные и психологические факторы. Существенное влияние могут оказывать также настроения на "чёрном рынке", поскольку доля теневой экономики в Украине значительна (по разным оценкам от 30 до 40%), а также выплаты по государственным долговым ценным бумагам.
Способность НБУ удерживать стабильный валютный курс определяется, прежде всего, наличием у него валютных резервов – ликвидных финансовых активов, состоящих в среднем на 80% из американских долларов. Сокращение валютных резервов НБУ началось с осени 2013 года и с тех пор их величина выше 20 млрд. долл. уже не поднималась, достигнув наименьшего в истории значения – 5,6 млрд. в феврале 2015 года. В течение последующего времени и до сегодняшнего дня их объём колебался в пределах 15-18 млрд. долл., оставаясь относительно стабильным благодаря постоянным траншам МВФ.
Утвержденный Верховной Радой государственный бюджет Украины на 2019 год предусматривает курс доллара на конец года на уровне 29,4 грн./долл., при планируемом росте ВВП на уровне 3% и инфляции 7,4%.
С учётом того, что все макроэкономические шоки для экономики Украины уже произошли, навряд ли можно ожидать в следующем году какого-либо резкого негативного изменения макроэкономических показателей, хотя и особых поводов для оптимизма тоже нет. При условии отсутствия военных авантюр и острых политических конфликтов, которых могут спровоцировать приближающиеся президентские выборы, можно с большой долей уверенности прогнозировать на 2019 год относительную макрофинансовую стабильность.
Главным фактором, влияющим на валютный курс будет совокупный государственный долг, который на октябрь 2018 года составляет уже 2.1 трлн. грн. или 74.3 млрд. долл. – 70,5% ВВП. Данная цифра не является критичной для развитых стран, эмитирующих резервные или свободно конвертируемые валюты, но для таких экономик как наша, она может существенно влиять на макрофинансовую стабильность и, в долгосрочной перспективе, угрожать устойчивому экономическому развитию.
Согласно данным Министерства финансов, в 2019 году выплаты по внешним долгам увеличиваются до 5 млрд. долларов, в том числе обслуживание – до 1,6 млрд. долл. На погашение основного долга перед МФО должно пойти 1,6 млрд. долл., перед держателями еврооблигаций – 1,7 млрд долл., странам-кредиторам – 0,2 млрд долларов.
Внешние выплаты достигнут пика в 2020 году: проценты – 1,5 млрд долл., МФО – 1,8 млрд долл., еврооблигации – 2,4 млрд долл., официальные кредиты – 0,2 млрд долл.
Очевидно, что без внешней поддержки страна рано или поздно придёт к очередному дефолту. Это также понимают и в международных кредитных организациях, обещая финансовую поддержку и в 2019 году. В контексте этого 18 декабря Советом директоров МВФ было принято решение об открытии для Украины новой 14-месячной программы поддержки экономической политики stand-by (SBA). Общий объем программы – $3,9 млрд.
Решения о дальнейших траншах должны приниматься в мае (после президентских выборов) и ноябре 2019 года (после парламентских) "во время пересмотра успехов Украины в выполнении условий Меморандума".
Программа будет охватывать: продолжение фискальной консолидации для постоянного уменьшения бремени государственного долга, поддержание Нацбанком гибкого обменного курса и жесткой монетарной позиции с целью снижения инфляции и дальнейшего накопления международных резервов, активизация реформ, направленных на дальнейшее усиление администрирования налогов, реформ финансового и энергетического секторов, а также усиление борьбы с коррупцией.
Собственно, продолжение сотрудничества с МВФ и позволяет чиновникам уверенно рапортовать про "хорошие перспективы на финансовую стабильность в 2019 году". Решения МВФ на сегодня стали главным фактором, определяющим не только будущее валютного курса, но и всей макрофинансовой стабильности экономики. МВФ – это якорный кредитор для других официальных кредиторов Украины, которые уже сейчас дают нам кредиты на особых условиях, недоступных на рынке.
Нужно отметить, что МВФ постоянно идёт на встречу Украине, заявляя об отсутствии каких-либо юридических ограничений для продолжения участия в кредитных программах фонда, даже если для этого ему приходиться отходить от собственных правил.
Долю негатива в запланированные макрофинансовые показатели 2019 году способны внести открытые судебные тяжбы по украинским евробондам на сумму 3 млрд. долл. (так называемый "долг Януковича") и неопределённость с новым "Газовым договором". 15 декабря Еврокомиссия пригласила Россию и Украину на трехсторонние переговоры по газу, однако они будут сложными, поскольку Россия увязывает подписание новых договоренностей с разрешением существующих газовых споров в Стокгольмском арбитраже.
В целом большинство экспертов считают заложенные в бюджет на 2019 год показатели валютного курса – 29,4 грн./долл. и инфляции – 7,4% оптимистичными. Такому сценарию будут мешать, прежде всего, медленные темпы экономического роста. Дорогие энергетические ресурсы (от газа до угля) покупаемые за валюту, неопределённость с важными для Украины экспортными рынками, низкое восприятие инвестиционной привлекательности страны иностранными инвесторами также не будут способствовать позитивной динамике. При этом, большинство считают, что курс не вырастет выше 30-32 гривен в 2019 году благодаря поддержке Международного валютного фонда.
Что касается более краткосрочной перспективы – на период приближающихся Рождественских и Новогодних праздниов, то здесь, пока что ситуация на валютном рынке полностью контролируется НБУ и любые ситуативные колебания будут вовремя уравновешиваться за счет золотовалютных резервов. Участники рынка ожидают умеренный рост курса доллара к гривне на период праздников в вблизи 28,0 грн. за доллар, но вряд ли выше 28,5 грн.