RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Субсидия на еду: спасут ли власти самых бедных украинцев от голода

У Зеленского хотят ввести талоны на продукты питания для самых бедных украинцев

У Зеленского хотят ввести талоны на продукты питания для самых бедных украинцев Фото: УНИАН

Цены на продукты питания беспрецедентно растут во всем мире, в том числе и в Украине. Такая ситуация вынуждает власть искать дополнительные способы социальной защиты населения, поскольку ни повышение минимальной зарплаты, ни индексация пенсий не поспевают за инфляцией. Так, Кабинет министров своим решением от 12 января ввел госрегулирование цен на целый ряд "социальных продуктов питания". Однако есть большие сомнения, что эта мера поможет решить проблему. Поэтому, среди прочего, власти рассматривают возможность введения продуктовых талонов или карточек для малообеспеченных граждан. "Апостроф" разбирался, приемлема ли такая модель для Украины, и во сколько ее внедрение может обойтись бюджету страны.

Рост цен, в первую очередь, на продукты питания, станет одной из главных проблем украинцев в 2022 году. Галопирующая инфляция наблюдалась и в прошлом году, и она, во многом, была "импортирована" в Украину из-за рубежа. Хотя вряд ли эта стало большим утешением для наших граждан.

По итогам 2021 года инфляция составила порядка 10% или даже больше (официальных данных пока нет), и в нынешнем году ее показатель может оказаться вполне сопоставимым.

"Думаю, в 2022 году мы будем ощущать на себе все еще большое влияние повышенной инфляции в ЕС и США и в странах наших основных торговых партнеров", - сказал в комментарии "Апострофу" украинский экономист и финансовый аналитик Виталий Шапран.

При этом цены на продукты питания как дорожали, так и продолжают дорожать существенно быстрее, чем все остальное, - показатель "продуктовой" инфляции в текущем году вполне может составить все 20%.

Ну, например, если сегодня 1 килограмм курятины стоит порядка 120 гривен, то к концу года он подорожает до 140-145 гривен. Или, если за 1 килограмм сыра в январе нужно отдать около 200 гривен, то в декабре придется раскошелиться уже на 240 гривен.

Кроме того, нужно понимать, что цены на различные товары растут неодинаково – украинцы хорошо помнят, как в предшествующие годы стремительно дорожали яйца, гречка, сахар, подсолнечное масло. Рост цен на отдельные продукты составлял 30-40%, а в некоторые периоды – даже 70%.

Рассмотрим это на примере. Если предположить, что цены на подсолнечное масло в нынешнем году вырастут в пределах 30%, то можно ожидать подорожания с нынешних 60-80 гривен до более, чем 100 гривен за 1 литр.

Помимо продуктов в Украине дорожают энергоресурсы - также, во многом, из-за ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В частности, в 2021 году беспрецедентно росли цены на газ.

Власти пытаются в ручном режиме удерживать тарифы на газ, электроэнергию и отопление для населения, перераспределяя соответствующие расходы на бизнес, который оплачивает "коммуналку" по реальным ценам. Однако это отражается на конечной стоимости товаров, в том числе и продуктов питания.

При этом после завершения отопительного сезона, как ожидается, госрегулирование тарифов на услуги ЖКХ для бытовых потребителей отменят, и, если цены на газ к тому времени не снизятся, то никому мало не покажется.

Фото: Апостроф / Роман Петушков

Взять и отменить

Но что может сделать власть для сдерживания роста цен на продукты питания или, хотя бы, сглаживания разрушительного влияния этого роста?

Кое-что может.

Так, 12 января Кабинет министров ввел государственное регулирование цен на 11 "социальных продуктов питания" - пшенично-ржаной хлеб, батон, гречку, сахар, муку, макароны, молоко, куриные яйца, курятину, сливочное и подсолнечное масло. Для розничных цен на эти товары будет действовать торговая наценка не более 10% .

У идеи госрегулирования цен есть как сторонники, так и противники. Но этой меры явно недостаточно, чтобы остановить подорожание продуктов.

Правительство также снизило цены на газ для производителей "товаров, имеющих существенную социальную значимость", а именно - муки, молока, хлеба, яиц, куриного мяса и подсолнечного масла (но, почему-то, не для тех, кто делает макароны, сахар и гречку). По идее, это также должно способствовать тому, чтобы цены на еду не росли опережающими темпами, а, возможно, даже немного упали.

Есть еще один способ снизить цены на продукты, по крайней мере, на "социальные".

Речь о налоге на добавленную стоимость (НДС), который в Украине составляет 20% и взимается при продаже всех товаров и услуг. То есть если реальная розничная цена 1 литра подсолнечного масла составляет 70 гривен, то с учетом НДС его стоимость увеличивается до 84 гривен (именно ее мы видим на ценнике в супермаркете). Или если куриное филе в магазине продают за 120 гривен/килограмм, то очевидно, что 20 гривен – это НДС, без которого кило стоило бы 100 гривен.

При этом в странах Европейского Союза для многих товаров действует пониженная ставка НДС, которая может варьироваться от 3 до 10%. И из-за этого целый ряд продуктов питания, например, в Польше, сегодня дешевле, чем в Украине.

Но страны ЕС и на этом не собираются останавливаться.

Как отметил в разговоре с изданием член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, с весны этого года в Евросоюзе будет введена нулевая ставка НДС для продуктов питания: "То есть продукты питания в Европе, которые и сейчас по очень многим позициям дешевле, чем у нас, будут еще дешевле".

По примеру США

Идея снижения (вплоть до нуля) ставки НДС на "социальные продукты" в нашей стране имеет значительное количество сторонников. Но есть и альтернативные мнения.

"В наших условиях это - дополнительный риск для экономики, - заявил информационному агентству "Интерфакс-Украина" советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко. - В итоге может оказаться, что экономический эффект от этого не такой, как казался на этапе расчета".

Для того, чтобы защитить от роста цен наиболее уязвимые слои населения, есть другие способы, убежден Устенко: "Это могут быть как дополнительные выплаты для компенсации роста цен, так и введение food stamp в системе "Дія" - так называемых "продуктовых чеков", как это практикуется в США".

Наверняка у многих продуктовые талоны или продуктовые карточки ассоциируются либо с войной (те, кому сегодня за 70, их наверняка даже застали), либо с такими странами, как Северная Корея и Куба. Впрочем, украинцы в начале 1990-х имели опыт использования отрезных купонов, по которым можно было приобрести (при оплате тогда еще советскими рублями) некоторые продовольственные и непродовольственные товары.

В любом случае, речь идет о мерах, связанных с дефицитом товаров.

Однако продуктовые талоны, или по-английски food stamps, сегодня используются в самой богатой стране мира – США. И, как мы прекрасно понимаем, не из-за дефицита продовольствия.

"Программа помощи в дополнительном питании" (Supplemental Nutrition Assistance Program) начала действовать в США в 1939 году в разгар Великой депрессии, но сохранилась до наших дней. Поначалу малоимущим американцам выдавали талоны для покупки продуктов на ограниченную сумму, однако в конце 1990-х им на смену пришли дебетовые пластиковые карты. На сегодня такую помощь получают более 40 миллионов человек из 330-миллионного населения США - то есть, по сути, каждый восьмой американец.

Люди собираются возле фондовой биржи, США, 1929 годФото: Getty images

Еще одна субсидия

Но применима ли подобная модель в Украине?

Олег Пендзин считает, что продуктовые талоны являются, по сути, субсидией наподобие той, что действует в нашей стране при оплате услуг ЖКХ: "Мы почему-то абсолютно спокойно вводим субсидии на жилищно-коммунальные услуги, которые составляют 18% от затрат домохозяйств, но закрываем глаза на то, что является основной статьей расходов семьи, которая занимает 47-48% ее бюджета. Поэтому я категорически поддерживаю введение прямых продуктовых субсидий малообеспеченным слоям населения".

В свою очередь, директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский напомнил, что в Украине на сегодня уже существует программа поддержки малообеспеченных граждан.

"Если речь идет о трансформации такой помощи, и через программу "є-Підтримка" на карты будут начисляться определенные суммы, и люди будут приходить в магазин и покупать "социальные" продукты из конкретного перечня, то это - совершенно нормальное предложение", - сказал эксперт в разговоре с "Апострофом".

По его словам, ни для кого не секрет, что иногда деньги, которые выделяются государством, например, на детей, расходуются на совершенно другие вещи, в частности, на покупку алкоголя.

"Поэтому внедрение такой технологии, во-первых, позволит повысить адресность, а, во-вторых, обеспечит расходование средств на те цели, на которые они выделяются", - резюмировал Несходовский.

Где взять деньги

Однако в "бочке" меда (который, судя по всему, по продуктовым талонам приобрести не удастся) есть место и для большой "ложки" дегтя.

Дело в том, что любая социальная программа требует значительного бюджетного финансирования. Так, в США продуктовое субсидирование обходится примерно в 60 миллиардов долларов в год.

В Украине население меньше, чем в США, да и цены, в целом, у нас пока ниже, а потому и денег на подобную программу понадобится не так много. Но их все равно где-то нужно будет взять.

По словам Олега Пендзина, ежегодно из украинского бюджета на жилищные субсидии выделяются десятки миллиардов гривен, и в 2022 году, общий объем их финансирования, скорее всего, превысит 50 миллиардов гривен.

"Если вводить продуктовые субсидии, нужно будет найти примерно такую же сумму, - отметил эксперт. - Поэтому идея эта хорошая, но непонятна ее реализация".

Илья Несходовский согласен, что дополнительные средства в бюджете найти будет проблематично.

"Однако, если речь идет о трансформации программы помощи малоимущим, то, поскольку на нее средства в бюджете предусмотрены, дополнительных ресурсов понадобится минимум", - добавил он.

Вместе с тем, по словам специалиста, украинская власть склонна впадать в "левый популизм". А это значит, что для финансирования новых социальных программ у нее может появиться соблазн повысить налоги.

"А это однозначно приведет к краху экономики, - считает Несходовский. - Из-за этого "левого популизма" мы не развиваемся все 30 лет (независимости)".

От себя добавим, что также не стоит сбрасывать со счетов возможные коррупционные риски, которые в Украине присутствуют повсеместно, в том числе и в сфере субсидий. А потому перспектива введения продуктовых карточек пока остается достаточно туманной.

Читайте также

Новини партнерів