Фашистская федерация продолжает ракетный террор энергетической инфраструктуры и мирного населения Украины. Частые воздушные тревоги, "прилеты" ракет, разрушения домов и электроподстанций, к сожалению, стали будничным делом. Одновременно на этом фоне продолжается большое строительство. Но возводят не тысячи новых домов для переселенцев, а тысячи километров дорог, что в военное время может иметь сомнительные перспективы, ведь никогда неизвестно куда в следующий раз прилетит русская ракета. Кто выиграет, а кто проиграет от большой стройки во время войны - разбирался "Апостроф".
Асфальтировать или нет
Сразу стоит отметить, что официально президентская программа "Большое строительство" приостановлена с момента широкомасштабного вторжения. Но это не значит, что стройки в стране заморозились.
Да, никто не спорит, что даже в условиях военного положения строить нужно. Например, в Тернопольской области возобновили строительство транспортной развязки на трассе М-19 Доманово-Черновцы-Тереблечье. Это трасса международного значения по маршруту в Румынию (завозим гуманитарку, вывозим товары на экспорт), которая действительно должна иметь хорошую пропускную способность.
"Да, города под угрозой ракетных обстрелов, но нужно чтобы бизнес работал: продовольствие выращивать, печь хлеб, то есть существует много потребностей, которые нужно удовлетворять независимо от того, война или не война, - поясняет "Апострофу" директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко. – Рационально проводить работы далеко от линии фронта. Ведь все, что в границах досягаемости рашистской артиллерии - здесь любые восстановительные работы, строительство, выглядят абсолютно нелогично".
Читайте: Бог любит троицу: почему у Зеленского снова решили "реформировать" Кабмин
Впрочем, и на освобожденных территориях близ линии фронта нужно восстанавливать критическую дорожную инфраструктуру.
"Конечно, есть населенные пункты, где нужно восстановить мосты, так как одна часть города не может соединиться с другой, - поясняет "Апострофу" первый заместитель парламентского комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Юлия Клименко. – Дороги, которые соединяют населенные пункты с основными трассами также, нужно строить. Но в период действия военного положения строиться должны дороги только там, где есть общее согласование правительства и ВСУ или Генштаба. Ведь только военные видят на данный момент, где есть безопасные участки, которые не будут уничтожаться. Я вносила эту правку в бюджет, но за нее не проголосовали".
"На освобожденных территориях после оккупации ремонт мостов нужен, и "Укравтодор" это делает. Но это не те суммы, которые планируется потратить в бюджете следующего года: около 60 миллиардов планируется закатать в асфальт", - добавляет "Апострофу" заместитель главного редактора "Наші гроші" Юрий Николов. Но!
"Киевский торт" за миллионы
"В отдельных регионах идет ремонт дорог, который абсолютно не касается военных потребностей", - добавляет Николов.
Возьмем столицу и область, где по данным E-data с марта по октябрь освоили почти 850 миллионов гривен на дороги. В "Киевавтодоре" едва ли не каждую неделю торжественно рапортуют, что "обновляют" тысячи квадратных километров покрытия дорог и тротуаров. Так, например, в средине осени столичные коммунальщики взялись за ремонт Харьковского шоссе и обновление дороги в самом центре Киева на Печерске, на улице генерала Алмазова. Не сказать, чтобы эти дороги до ремонта находились в критическом состоянии. Но движение ограничили и катки вышли на "боевое" дежурство.
Более того, продолжаются работы и на многострадальном Дарницком мосту, который более 10 лет был недостроем. Осенью прошлого года "Укрзализныця", на чьем балансе и находится этот мост, подписала контракт на 1,15 миллиардов гривен на завершение строительства дорожных развязок на объекте.
"Отсутствие всего комплекса развязок и освещения не позволяют использовать Дарницкий мостовой переход. Вследствие этого значительно перегруженными оказываются соседние мосты - Южный и Мост Патона", - аргументировали необходимость дорожных работ в Мининфраструктуре. Однако активная фаза обустройства развязок началась уже летом этого года, в разгар большой войны. "Апостроф" обратился за разъяснениями к "Укрзализныце", но на момент публикации материала ответа не было.
"А недавно столичные власти полностью перекрыли улицу Саксаганского. Потому что решили отремонтировать асфальт на перекрестке Саксаганского и Петлюры. При этом, в 300 метрах от этого места стоит полуразрушенное здание "Укрэнерго", ракетами разбиты сети, их кое-как подлатали, но "Укрэнерго" не ремонтируется, а ремонтируется асфальт", - добавляет экс-заместитель главного архитектора Киева Виктор Глеба, комментируя ситуацию "Апострофу".
"Или какая необходимость между Гвоздовым и Ходосовкой (Киевская область, – "Апостроф") сейчас ремонтировать дороги, в каком бы они ни были состоянии. Это проблема далеко не первого порядка", - отмечает Сергиенко.
Ну и "вишенка" на "Киевском торте", которая способна просто "взорвать" мозг. В конце октября в "Киевавтодоре" отчитались, что отремонтировали 1,3 тысячи квадратных километров… гранитной брусчатки на Грушевского. А еще коммунальщики ремонтировали тысячи квадратных километров брусчатки на Владимирском и Подольском спусках, улице Шелковичной. Зачем во время войны этим заниматься? Все для нашего комфорта! По крайней мере, так уверяют в "Киевавтодоре".
"Обычно улица Грушевского имеет плотный трафик. Сейчас, когда движение там не такое интенсивное – время выполнить ремонт с минимальными неудобствами для водителей", - отметили в «Киевавтодоре» на своей страничке в Facebook.
Почему так происходит?
"Да потому, что у столичной власти нет никаких сдержек и противовесов. А программные бюджеты, которые были заложены раньше, сейчас просто реализуются. Идет планомерное и системное отмывание денег", - уверяет Виктор Глеба.
Дорожный лидер
Впрочем, лидер по освоению бюджетных средств на дороги даже не столичный регион, а Днепропетровская область. По данным E-data, речь идет от 2,3 миллиардах гривен. Что ремонтируют на эти деньги?
Например, местные дороги в селе Котовка Днепропетровской области, которые в начале апреля, то есть в разгар войны, отремонтировал подрядчик "БУДИНВЕСТ Инжиниринг" (один из видных подрядчиков "Большого строительства", который по данным издания "Наші гроші" и государственного портала Spending во время войны получил 1,2 миллиарда гривен за содержание дорог в Днепропетровской области). Кстати, журналисты "Схем" недавно провели расследование и выяснили, что совладелицей "БУДИНВЕСТ Инжиниринг" является 34-летняя спортсменка Яна Халатная. Как утверждают журналисты, Халатная - девушка руководителя Днепропетровской области Валентина Резниченко. Именно той области, где "БУДИНВЕСТ Инжиниринг" и осваивает бюджетные деньги на дорогах.
Или же местные дороги между селами Черниговка и Святовасильевка, Василевка и Орехово, вышеупомянутого подрядчика.
И подобная ситуация не только в Днепропетровской и Киевской области, но и по всей Украине. Например, мост через реку Ирша в Малине Житомирской области. Международного значения этот объект не имеет – только местное. Тем не менее, на его ремонт, по данным Prozorro, планируется потратить 105 миллионов гривен.
"Местными дорогами, конечно, нужно много чего возить. Но если там можно проехать, то лучше не тратить "лишние" 20 миллионов, а потратить их на снаряды и одежду для военных. Это было бы более эффективно", - добавляет Николов.
Дороги вместо обороны
Однако в этом году дорожные бюджеты все же были обрезаны. Деньги, которые планировалось потратить на "Большое строительство", а это 140 миллиардов гривен, были перераспределены из государственного дорожного фонда на оборону страны путем внесения изменений в бюджет. Но!
"То, что запланировано на следующий год, это еще хуже, чем даже сейчас", - отмечает Николов.
Совсем недавно, 21 октября, президент подписал закон, которым отменил ранее принятые изменения. Теперь из дорожного фонда можно тратить средства не исключительно на оборону, а и на дороги. Это значит, что у власти появились масштабные планы по дорожному строительству. Насколько масштабные? По меньшей мере, на 63 миллиарда гривен, предусмотренные в бюджете на 2023 год.
"Если депутаты считают, что эти деньги на потребности обороны сейчас не нужны, то это, как минимум странно. Во-вторых, нужно ли эти деньги пускать именно на дороги, учитывая какое количество у нас сейчас разрушенного жилья, которое нуждается в восстановлении", - говорит "Апострофу" юрист, эксперт по вопросам градостроительства Георгий Могильный.
Упрощенная схема
Впрочем, 63 миллиарда на 2023 год - это все равно не так и много (против 140 миллиардов, которые планировалось потратить в 2022 году).
Тем более, что "Вряд ли много из тех денег, которые сейчас заложены в бюджете, пойдет на дороги, - добавляет Юлия Клименко. – Много пойдет на выплату долгов, которые "Укравтодор" набрал еще до войны. Платежи были отсрочены, но так или иначе кредиторы будут обращаться, поэтому часть бюджета "Укравтодора" пойдет на выплату старых долгов и кредитов".
Однако проблема в том, что сейчас, в военное время, бюджетные средства осваиваются по упрощенной процедуре, без полноценных тендеров.
Сразу в начале большой войны Кабмин принял постановление, которым разрешил проводить оборонные и публичные закупки без процедур, предусмотренных законом "О публичных закупках". На тот момент это решение выглядело вполне логично: враг рвется в столицу, юг под огнем, а потому нет времени на проведение длинных тендеров. Однако в июле правительство вернуло большинство закупок на открытые торги, кроме оборонных. Правда ремонт дорог вполне может сойти за оборонную закупку. Тот же "БУДИНВЕСТ Инжиниринг", по словам Юрия Николова, получил 1,2 миллиарда гривен в рамках "мобилизационного задания".
Впрочем, по словам экспертов "Апострофа", чиновники на местах продолжают закупать дорожные работы по упрощенной процедуре. И это несет определенные риски.
"Ведь открытые тендеры и задумывались для того, чтобы избежать коррупционных рисков. Как только мы начинаем упрощать процедуру закупки, мы сразу же повышаем коррупционный риск", - отмечает Сергиенко.
Вернемся к мосту через реку Ирша. Напомним, что на него потратят 105 миллионов гривен, при том, что до большой войны ремонт этого же объекта оценивался в 65 миллионов. Да, стоит учитывать инфляцию, но она только по итогам года составит около 30%, а мост стал дороже на 61%.
"Услуги ремонта дорог можно закупать у кого угодно и, как угодно. Никакой конкуренции. Заказчик может выбрать любую удобную компанию, и даже если обнаружится, что эта компания связана непосредственно с каким-то губернатором, то кто же этому может помешать, если по закону действительно разрешено покупать у кого хочешь, что хочешь и почем хочешь", - добавляет Николов.
Впрочем, по словам Георгия Могильного, даже если вернуть все как было, лучше не станет. Нужно менять законодательство, ведь когда речь идет о публичных закупках в сфере дорожного строительства, жонглировать суммами можно, как угодно.
"Даже когда торги были открытыми через Prozorro, коррупционные риски были ненамного меньше. Дело в том, что само законодательство о публичных закупках все равно не рассчитано на подобные работы. Там предохранителей нет вообще. Местные власти просто в восторге от Prozorro и закона о публичных закупках, когда речь идет именно о строительстве, ведь строительство достаточно долговременный процесс. Стоимость закупок можно постоянно изменять, проводя по-новому экспертизы проектов. Без конкурса можно далее закупать дополнительные работы, - уверяет Могильный. – Взять, например, тот же самый Шулявский путепровод. Если хочется "подложить" в проект "своего" застройщика, то он может демпинговать цены, когда чужому будет уже не выгодно участвовать в тендере. А "свой" застройщик точно знает, что потом произойдет корректировка проекта, стоимость повысится. И все, что застройщик недоберет на публичной закупке, он получит через заключения договора на дополнительные работы. И это делается полностью законно. Поэтому нужно менять законодательство, ведь особой разницы, что с Prozorro, что по ускоренной процедуре, нет".