Первая вице-премьер-министр и министер экономики Юлия Свириденко, похоже, нашла свою нишу для выстраивания персонального политического будущего. И эта ниша – гуманитарное разминирование территорий Украины, находившихся под оккупацией или под военными действиями. По оценке Всемирного банка, для полного разминирования требуется около 37,5 млрд долларов. Это потенциальный размер рынка для услуг разминирующих компаний, закупки соответствующей техники, развития сопутствующей инфраструктуры – оценки рисков, разработки программного обеспечения, сертификации обезвреженных участков. И этот рынок Свириденко, возможно, уже постепенно "бронирует" за собой. Детальнее об этом в материале "Апострофа".
Ключевой приоритет
По оценкам правительства и международных структур, около 175 тыс. кв км или 30% территории Украины являются потенциально загрязненными взрывоопасными предметами – минами, остатками снарядов, обломками ракет, самодельными взрывными устройствами. Эти территории следует сначала обследовать, а затем разминировать. Этот процесс называется гуманитарным разминированием - в отличие от военного разминирования , проводимого военными в рамках своей деятельности, например, при наступлении на только что оставленные противником территории.
Из этой площади около 5 тыс. кв км – это сельскохозяйственные земли. По состоянию на конец апреля было обследовано едва 18%. Обследование одного гектара поля стоит примерно 5-7 тыс. грн., разминирование - 40-50 тыс. грн. Тысячи фермеров по всей стране так и не смогли провести весенние полевые работы или проводили их на свой страх и риск, не дождавшись своей очереди на обследование и разминирование от государственных органов. Нехватка разминочной техники и специалистов – одна из ключевых проблем. Взвешенные прогнозы по очистке территории Украины от взрывоопасных предметов – не слишком оптимистичны. В зависимости от темпов работ, специалисты дают на это не менее 7-10 лет, некоторые говорят о нескольких десятилетиях. Потенциально загрязненные аграрные земли планируют обследовать за 4 года, из них 35% – до конца 2023 года.
Читайте также: Контракт со смертью: Россия собирает добровольцев на войну с Украиной
Очевидно, что отсутствие стратегического решения гуманитарного разминирования существенно тормозит экономические процессы в государстве. Впрочем, правительство взялось за эти процессы только в конце 2022 года, когда широкомасштабная война продолжалась уже более 10 месяцев, а о будущих вызовах посевной бил во все колокола частный бизнес.
Вопросы гуманитарного разминирования следует разделить на несколько составляющих. Это, во-первых, сами "разминировщики". Несмотря на общее представление, этим занимаются не только государственные службы, например подразделения ГСЧС, но и сертифицированные частные компании. К примеру, из четырех компаний в украинском реестре противоминной деятельности, который ведет Минобороны, две – это международные организации (Швейцарский фонд по противоминной деятельности ФСД в Украине и ХАЛО Траст в Украине), еще две – это украинские компании (Демининг Солюшинз и ГК- групп). Еще ряд компаний имеют соответствующие КВЭДы в реестре предприятий. В Украине работает Ассоциация саперов Украины. Во-вторых, это техника для разминирования, которую нужно либо производить, либо покупать, либо получать от доноров.
Третья составляющая – это приоритетность разминирования тех или иных территории. Публичной является только информация об очистке от взрывных устройств структурами ГСЧС. Тыловые регионы практически чисты, проблемными остаются прифронтовые зоны: Николаевская, Днепропетровская, Запорожская, Харьковская, Херсонская, Сумская, Черниговская области.
Миллиарды под крылом
В правительстве вопросы гуманитарного разминирования решили поручить Минэкономики, и Юлия Свириденко сделала это одним из своих приоритетов. Она возглавила Межведомственную рабочую группу по этому вопросу, уже создано отдельное государственное учреждение – Центр гуманитарного разминирования. Под своим управлением Свириденко концентрирует сбор средств международных доноров (аналог военного "Рамштайна"), получение в качестве помощи и закупку разминочной техники, а также – что самое интересное – будущее финансирование государственных подрядов на разминирование. Кроме того, под разминирование создали отдельную платформу сбора средств на United24.
Из новостной ленты Минэкономики нетрудно увидеть, что у первой вице-премьерки достаточно специфическое видение процесса. Во-первых, она постоянно настаивает на скорости разминирования (и принятии необходимых инфраструктурных решений), во-вторых - выступает за привлечение большого количества международных партнеров.
Очевидно, что – как и в случае с предстоящим восстановлением Украины – вопрос гуманитарного разминирования будет привлекать крупнейших игроков этого рынка со всего мира. Кроме публичной "миссии" - помощи стране, пострадавшей от войны с Россией, и являющейся одной из самых загрязненных боеприпасами в мире, есть еще и ряд более "приземленных" факторов.
Для разминировщиков со всего мира Украина отличный тренировочный полигон, ведь можно испытывать технику на, во-первых, невероятной концентрации боеприпасов, во-вторых, на новейших образцах. Соответственно, рекламные ролики об эффективности техники и команд разминировщиков будут увеличивать их ценники для продажи своих услуг в другие страны. Также речь идет и об испытаниях новых способов обследования, в частности, с помощью беспилотников. То есть это еще и толчок к развитию мелтеха - технические разработки в области обороны. При этом если рынок полностью отдать иностранцам, то и тот бесценный опыт, которого они добьются, после завершения работ также пойдет с ними. Следовательно, все заявления о том, что Украина будет когда-то учить весь мир разминированию - останутся просто мечтами недальновидных чиновников.
Еще один фактор риска: Украина будет долгое время крупным государственным заказчиком этих услуг. А где публичные закупки – там большие риски монопольных сговоров "любимых участников", переплат и коррупционных связей. Под заявления о дефиците техники и людей и необходимости как можно скорее "решать вопросы", скорее всего, появятся льготный ввоз оборудования, налоговые льготы на услуги, а также закупки "про запас". Нужно будет тщательно присматриваться к намерениям о создании условного "Укргумразминпрома", в котором будет соблазн сконцентрировать и деньги доноров, и технику, и "сакральные знания" о настоящем положении дел с разминированием. К слову, одним из потенциальных идеологов его создания может быть профильный заместитель Свириденко Игорь Фоменко, ранее возглавлявший Укроборонпром, а сейчас отвечающий в Минэкономики за милтех.
Не следует также исключать и фактор умышленного завышения размеров площадей под разминирование, фиктивных работ, черного рынка разминировочных услуг. Последний уже активно преуспевает среди аграриев, которые не смогли официально договориться с соответствующими службами, но "сеять все равно надо". Этот вопрос также связан и с коррупционными схемами на “приоритизации” разминирования, когда госслужбы так или иначе должны обследовать определенную часть полей за неделю/месяц, а вот какие это будут поля – определяют личные договоренности и финансовые возможности аграриев.
Очевидно, что вместе с амбициозными вызовами Юлия Свириденко берет на себя и все репутационные риски, связанные с этой - в прямом и переносном смысле "взрывоопасной" темой. Прозрачность в распределении государственного финансирования и донорских средств, коррупционные риски, связанные с работой разминировщиков на местах, "толкотня локтями", которую уже постепенно устраивают международные производители и разминировочные гиганты, планируя вытеснить украинских игроков - это только вершина айсберга. При этом – несмотря на важность темы – обязанности первого вице-премьера включают в себя еще ряд важных для государства задач – от управления безработицей до поддержки экспортеров дешевыми кредитами, от привлечения инвестиций к работе над программами жилищного строительства. Хватит ли у Юлии Свириденко на все это времени и ресурсов, чтобы не потерять фокус внимания? Будем следить.