На минувшей неделе на автодорогах Украины в ДТП с участием маршруток погибло 15 человек, еще 21 человек с травмами различной степени тяжести попал на больничную койку. После трагических событий чиновники организовали масштабный рейд по выявлению недобросовестных перевозчиков и даже пообещали вернуть на дороги печально известные радары бывшей ГАИ. Президент Всеукраинской общественной организации "Ассоциация безопасности дорожного движения" МИХАИЛ БЕРЛИН в интервью "Апострофу" рассказал, почему все действия власти – не более чем популизм, кто должен ответить за смерти людей и как реально улучшить ситуацию с безопасностью на дорогах.
- Михаил, на днях в Украине произошла серия кровавых ДТП с участием рейсовых маршруток. На ваш взгляд, почему это произошло? Чиновники недостаточно внимания уделяют безопасности на автодорогах?
- По моему мнению, у правительства отсутствует системный подход к решению этой проблемы. Его просто нет. Что имеется в виду: на сегодня по рекомендации Всемирного банка сделаны абсолютно правильные шаги, которых раньше не было.
Есть государственная стратегия повышения безопасности дорожного движения, которую приняли в июне 2017 года. На основании этой стратегии в апреле 2018 года разработана и утверждена государственная программа. В бюджет заложены деньги в размере 5% от суммы дорожного фонда, и поставлена четкая цель: снижение смертности и травматизма на дорогах к 2020 году по сравнению с 2016 годом на 30%.
В мае 2018 года создали координационный совет по безопасности дорожного движения, который лично возглавляет премьер-министр. В парламенте появился подкомитет безопасности дорожного движения при транспортном комитете. Эти шесть моментов очень важны. Это системные вещи, выполненные по рекомендации Всемирного банка. Теперь мы переходим к этапу исполнения программы, а здесь уже системного подхода нет.
- Почему?
- Смотрите, больше всего человек погибло в ДТП с маршрутками. Точно такое же ДТП было в Кривом Роге несколько месяцев назад (17 апреля произошло ДТП с участием маршрутки, в котором погибло 11 человек, - "Апостроф"). Что должны были сделать работники Мининфраструктуры в тот момент? Когда погибло 11 человек, должна была быть создана государственная комиссия для расследования этой ситуации. Госкомиссия в составе официальных чиновников, экспертов, специалистов работает с информацией, расследует ДТП и готовит акт, который подписывают официальные лица государства. Приложением к этому акту должен быть перечень мероприятий, после исполнения которых подобные ДТП должны исключаться. Потом этот документ берет в работу министр инфраструктуры, дает команду своим чиновникам, а у них есть департамент безопасности, и чиновники превращают перечень мероприятий по безопасности в рабочие документы, рассылают их в виде приказа от министерства во все регионы и обязуют представителей "Укртрансбезопасности" выполнить эту работу.
ДТП в Кривом Роге должно было быть очень серьезно изучено. Но ни я, ни журналисты, и никто вообще не понимает итогов ДТП в Кривом Роге. По идее, министр инфраструктуры после завершения работы такой комиссии должен был провести брифинг и рассказать о причинах ДТП, кто наказан, почему это произошло, что будут делать. Это и есть системная работа. А теперь погибает еще больше людей по тем же самым причинам. А [министр инфраструктуры Владимир] Омелян сейчас ходит по эфирам, рассказывает, что он сделает что-то, но не говорит, что предприняли после ДТП в Кривом Роге, после 11 трупов. А это принципиально важно, ведь каждое страшное ДТП дает информацию для размышлений и аналитики.
- Но ведь сейчас правительство предлагает ряд мер для повышения безопасности.
- Это меры популистские. Вспомним Харьков. Там Елена Зайцева убила шесть человек на пешеходном переходе. Сейчас идет суд, но власть, независимо от суда, опять же, должна была создать государственную комиссию, проанализировать ситуацию на перекрестках, привлечь специалистов, а у нас есть отличные эксперты, просто их не привлекают.
Но что сделала власть: приняла закон и снизила скорость в городах до 50 километров в час, ведь главная причина ДТП с Зайцевой – превышение скорости. Каналы все подхватили эту новость – и понеслась. Но мировой опыт говорит о том, что должен быть диверсифицированный подход к управлению скоростью. Так, 50 километров в час – это совсем не панацея. Например, возле школ должна быть скорость не более 30 километров в час, потому что исследования показывают, что при скорости 30 километров в час и меньше, если пешеход сталкивается с автомобилем, 90% вероятности, что он останется жив. При 50 километрах в час он умрет. А есть в городах большие трассы, где допустима скорость и 80 километров в час, например, проспект Победы в Киеве. Ну зачем там 50 километров? Соответственно, нужно было сделать зонирование территорий. Но даже если ставят 50 километров в час, то необходимо ведь контролировать режим скорости, а системы фотовидеофиксации не ввели. Об этом только говорят, а ничего не сделали. Теперь хотят вернуться к TruCAM (полицейский радар, - "Апостроф"), которые на складах лежат, ручные.
Читайте также: Гибель девочки в ДТП в Киеве: появились новые фото и подробности о виновнике и его семье
- Это изменит ситуацию с безопасностью?
- Ну сейчас, например, многие адвокаты уже подняли крик, что опять будут взятки на дорогах. Наверное, пусть уж лучше будут взятки, чем будут гибнуть люди. Но такая мера принимается от того, что нет системной работы. Если сказали, что нужно 50 километров в час, так введите систему фотовидеофиксации для контроля скоростных режимов.
- После серии ДТП полиция и "Укртрансбезопасность" начали проводить массовые облавы на перевозчиков и стихийные автовокзалы. Есть смысл в таких масштабных проверках сейчас?
- Сейчас пошумят, покричат и забудут, как забыли с Кривым Рогом. А что должно быть в системе пассажироперевозок? Вся деятельность перевозчиков лицензируется. Лицензии выдает "Укртрансбезопасность". Чтобы получить лицензию, нужно выполнить определенные требования. Например, перевозчик их выполнил и начал работать. Но проходит время, и перевозчик запустил условия работы, что-то недоделал, а ведь выполнение лицензионных условий должно проверяться. Обязательно. Все автопарки Украины должны быть контролируемы. За каждым инспектором "Укртрансбезопасности" должно быть закреплено определенное количество автопарков, за которые он персонально отвечает – и, если что-то происходит, то есть Иванов, который за это отвечает. Значит, он недоработал и допустил нарушения лицензионных условий. Вот это профессиональный подход.
А что на самом деле? Два года назад "Укртрансбезопасность" возглавил человек (Михаил Ноняк, - "Апостроф"), который никогда не занимался транспортом. Он был активистом и революционером. И первое, что он начал делать – настраивать всю систему инспекторов на сбор денег. Он не занимался выстраиванием системы контроля безопасности, а каждому подчиненному ставил задачу принести деньги. И вся огромная система думала, как заработать денег. Его наконец уволили, но за два года система была развалена, и сегодня мы имеем такие ДТП. И такие вещи будут происходить массово, потому что система развалена, а итог – смерти людей.
- Но времени у украинцев ждать еще два года, чтобы восстановить разваленную систему, нет. Что нужно делать сейчас?
- На мой взгляд, нужно отстранить Омеляна от работы, назначить комиссию и провести глубочайшее расследование этих случаев. А потом задать вопросы министру. И это работа премьер-министра сейчас: спросить с министра, что он сделал. Но премьер молчит, а Омелян рассказывает, что он что-то сделает в будущем. Сейчас эти рейды – просто показуха и популизм, без системной работы и расследований.
Специалисты в полиции мне сейчас рассказывают, что, во-первых, неизвестна квалификация человека, который управлял транспортным средством, в каком он был состоянии, сколько часов он находился за рулем. Например, ДТП под Житомиром. Полицейские рассказывают, что ехала фура на достаточно большой скорости, а за ней ехала маршрутка. Кто-то выезжал с заправки, не посмотрел налево, фура резко затормозила, а водитель маршрутки либо отвлекся, либо был уставшим – и влетел в фуру. Но даже если бы водитель автобуса столкнулся с фурой, а в маршрутке были бы нормальные сидения, ремни безопасности, были бы травмы, но не смертельные случаи. В нашем же случае маршрутка была переделана с грузоперевозок на пассажироперевозки. Там сиденья были привинчены к полу, а пол абсолютно не был укреплен, не было системы жесткости. Он просто как картонка. И когда произошел сильный удар, сиденья сорвались и полетели кувырком.
Сейчас перевозчика арестовали, начинают на него все валить, но ему же кто-то давал лицензию на такой вид транспорта. Значит, закрыли глаза на все эти вещи. Когда вы привозите из-за рубежа автобус, который возил грузы, и переделываете его в пассажирский, это должно документально оформляться. Переделывать нужно по чертежам, по техусловиям. Ты переделал, показал контролеру, он проверил, взял чертежи, техусловия, расписался, и у тебя этот пакет документов с подписями хранится в сейфе. А если ты сляпал, чтобы удешевить процесс, без необходимых условий жесткости, то кто тебе давал лицензию? Вот откуда нужно начинать расследование. Это все работа государственной комиссии: кто дал лицензию, а какие вообще техусловия? Эту цепочку нужно пройти и найти все проблемы. Иначе опять завтра погибнут люди.
- Но ведь может быть ситуация, когда перевозчик при получении лицензии заявляет один автопарк, а по итогу использует другой – из переделанных маршруток?
- Конечно, может. Для этого и должна быть система контроля. За инспектором закрепляется несколько автопарков, у него есть план проверок лицензионных условий, и он должен постоянно посещать автопарки и смотреть, где перевозчик исполняет условия, а где – нет. Но это не приносит денег. Гораздо проще получить взятку и выписать лицензию.
- Не совсем понятна инициатива Мининфраструктуры о создании электронного кабинета перевозчика, куда будут вносить информацию о лицензиях, маршрутах перевозчиков, штрафах. А какой толк с такой информации? Вот она есть, а что дальше?
- Я сам не понимаю, как это скажется на безопасности. Начинать нужно с другого. Когда делается автомобиль, разрабатывается множество чертежей, технология производства, определяется, из какого металла делать авто. Я работал раньше с горношахтным оборудованием, было очень важное требование: чтобы все оборудование, которое опускается в шахту, было взрывобезопасное, ведь в шахте опасность выброса газа и взрыва. Здесь точно так же. Должны быть требования к маршруткам, которые переделываются. Перевозчик должен получить документы, в соответствии с этими документами приехать в мастерскую, переделать маршрутку, а мастера должны расписаться. И эти документы хранятся у перевозчика. И когда что-то произойдет, к перевозчику придет полиция, а у него есть вся документальная цепочка ответственных лиц.
- Но ведь есть не только техническая сторона вопроса, но и человеческий фактор.
- Да, водитель, например, должен быть за рулем не более восьми часов и должен быть проинструктирован об этом, перед выездом пройти медицинский контроль. Автобус должен быть оборудован специальными устройствами, которые контролируют, сколько времени за рулем находится водитель. Но никто их, конечно, не ставит – все экономят деньги. Если бы все эти условия соблюдались, смертей на дорогах было бы меньше.
Читайте также: Облавы и радары: чего ждать на дорогах Украины после серии страшных ДТП
- Амбициозная цель – убрать все переделанные маршрутки с дорог Украины до 2019 года. Такое обещание дали в Мининфраструктуры. Вы считаете, что это реально?
- А что придет на их место? Это пустые слова. Пусть Омелян, например, скажет, что в Украине 40 тысяч автопарка, около 80% этого автопарка уже изношено, и у нас разрабатывается стратегия замены изношенного автопарка на новый. Но этого ведь нет. Сегодня в "Киевпастрансе" не хватает тысяч водителей, потому что они все в Польшу уехали, у них там зарплата больше, а кто на их место пришел? Тот, кто в Польшу не уехал? Значит, у него опыта работы меньше. Как тогда мы вообще заменим маршрутки и где возьмем на это деньги? Это очень серьезная системная работа, гораздо легче сказать, что мы уберем маршрутки, ужесточим, конфискуем.