Вице-премьер Александр Сыч сообщил, что в Украине планируют начать лицензировать книжную продукцию, поставляемую из России. Для ввоза в Украину книг из РФ нужно будет получить экспертный вывод об отсутствии в печатной продукции, призывов к сепаратизму, посягательств на территориальную целостность. Предлагается, что такая мера будет действовать до окончания российской агрессии.
«В условиях войны рабочая группа по государственному протекционизму украинской книги предложила ввести лицензирование книжной продукции, в частности, уже наработано соответствующее решение Кабмина». По словам вице-премьера, такая мера будет действовать до «окончания военной и экономической агрессии РФ и возобновления территориальной целостности Украины».
Один из разработчиков данного предложения, писатель Дмитрий Капранов рассказал А', что для ввоза в Украину книг из Российской Федерации организации-продавцу необходимо будет получить экспертный вывод об отсутствии в печатной продукции, например, призывов к сепаратизму, посягательств на целостность границ, несоблюдении Конституции, ксенофобии и фашизма. «Подготовкой такого вывода должна заниматься общественность, а не какие-то министерства или Национальная экспертная комиссия по защите общественной морали. Непосредственно анализ книжной продукции можно начать под руководством Ассоциации издателей и книгораспространителей, а брошюрами и листовками может заниматься, например, Украинская ассоциация издателей периодической печати (УАИПП)», – отметил он. Господин Капранов подчеркнул, что при выявлении «негативного содержания» продавец должен будет убрать подобные призывы из печатной продукции и только тогда сможет рассчитывать на ввоз этих произведений в Украину.
Как рассказал А' генеральный директор УАИПП Алексей Погорелов, вводить подобную регуляцию в печатных изданиях нет смысла – каждое издание, выходящее в Украине, получает соответствующую регистрацию в стране. «Поэтому необходимо обеспечить выполнения уже существующего законодательства, а не выдумывать новые законы, тем самым беря прессу в ежовые рукавицы. При этом ключевую роль при экспертной оценке должны играть именно игроки рынка, а не дополнительный специально созданный новый госорган»,– заявил он.
В свою очередь президент Ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин заявил, что пока не готов сказать, когда может начать работать такая аналитическая группа. К тому же он считает, что исключительно общественность подобный анализ делать не будет: «Это нельзя сделать в один день. Например, необходимо создать мониторинговую группу, которая будет делать такие выводы по всем регионам. Кроме того, в нее обязаны входить представители Министерства культуры, Министерства образования и науки и Государственного комитета телевидения и радиовещания – в государстве есть штатные люди при каждой структуре, которые получают за свою работу зарплату. Силами только нашей ассоциации это сделать будет невозможно – в ее штате числятся два человека».
В самой России к инициативе лицензировать идущую оттуда печатную продукцию отнеслись с удивлением. Российский журналист и издатель Сергей Пархоменко (в разные годы возглавлял издательства «Колибри», «Иностранка», Corpus) считает, что единственным путем для обнаружения негативного контента и его коррекции может являться только судебное разбирательство. Он напомнил, что любой читатель, если ему кажется, что содержание печатной продукции наносит вред его убеждениям и свободам, может обратиться в суд и потребовать защитить свои права, при чем требовать не только компенсации морального ущерба, но и требовать изъятия определенного произведения из продажи. «Во время подобных разбирательств также будет определяться мера справедливости выдвинутых обвинений в отношении той или иной печатной продукции. Поэтому для меня остается непонятной затея, целью которой является создание специальных групп или комиссий»,– отметил он в беседе с А'. В случае начала работы такой комиссии и получения экспертного вывода о том, что в его продукции содержится негативный по отношению к украинской государственности контент, Сергей Пархоменко заявил, что будет защищать свои права в качестве издателя в суде.