RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Метро сложило себе стоимость

В киевской мэрии задумались над повышением цен на проезд в метро Фото: УНИАН

Глава Киевской городской государственной администрации Виталий Кличко предупредил о скором повышении стоимости проезда в столичном метрополитене. Решение о росте тарифов будет принято в качестве антикризисной меры, направленной на сокращение убыточности КП «Киевметрополитен». Кроме того, киевлянам пообещали в следующем году ввести электронные билеты и новую тарифную сетку. Эксперты поддерживают инициативу муниципалитета, однако не ожидают улучшений в работе столичного метро в ближайшей перспективе.

Оплатите проезд

О намерении повысить тарифы на проезд в метро глава Киевской городской государственной администрации (КГГА) Виталий Кличко предупредил 21 сентября в эфире телеканала «Киев». «Нам необходимо платить заработные платы работникам метро, строить новые станции, о которых мечтают жители целых микрорайонов, нам нужно обслуживать технику и осуществлять ремонт вагонов. На все это требуются средства, и мы будем вынуждены повысить стоимость проезда»,‒ объяснил глава города решение муниципалитета. По его словам, увеличения стоимости проезда стоит ожидать уже в ближайшее время. Виталий Кличко также добавил, что в столице будет реализован запланированный в прошлом году проект по введению электронного билета. В КГГА уверены, что это улучшит учет пассажиропотока в столичном метрополитене, а также позволит предприятию аккумулировать средства для строительства новых станций. «Мы должны перейти к четкому алгоритму подсчета количества перевезенных пассажиров и средств, которые зарабатывает метро. Введение электронного билета даст возможность контроля перевозок пассажиров»,‒ уточнил господин Кличко.

Это не первая попытка реорганизовать работу столичного метрополитена. О введении электронного билета с дифференцированной тарифной сеткой власти города говорили еще в прошлом году. Тогда планировалось, что уже с 1 января 2014 года киевляне смогут приобрести электронный билет, рассчитанный на одну поездку в метро и неограниченное количество поездок наземным общественным транспортом в течение 75 минут за 5 грн. В июле КГГА заявляло, что стоимость электронного билета на 1-3 поездки в общественном транспорте в столице может варьироваться от 2,50 до 4 грн. Кроме того, тогда власти столицы обещали, что электронную пластиковую карту (билет) можно будет приобрести в метрополитене и на остановках муниципального транспорта. Для этого обещали модернизировать 650 турникетов городской подземки и установить около 200 терминалов для продажи билетов. Электронный билет ‒ пластиковая карта, которую будут продавать в терминалах метрополитена. В специализированных терминалах карту можно будет запрограммировать на необходимое количество поездок. При этом, для одноразовой поездки приобретать такую карту будет не обязательно - вместо привычных жетонов будет использоваться бумажный билет со штрихкодом.

Впрочем, сейчас стоимость одной поездки в столичной подземке по-прежнему составляет 2 грн, а к реализации проекта по введению электронного билета власти Киева пока так и не приступили. При этом, в КГГА не смогли уточнить А', будет ли действие электронной карты распространяться на оплату проезда в троллейбусах и трамваях.

Отрицательная динамика

По словам начальника КП «Киевметрополитен» Виктора Брагинского, действующий тариф на проезд является убыточным. «Решение о том, когда и насколько будет повышена стоимость проезда, принимают городские власти. Мы направили им расчеты, согласно которым только себестоимость проезда в метрополитене составляет 3,11 грн. Кроме того, с учетом категорий пассажиров, имеющих льготы, и отсутствием полного объема бюджетных дотаций, сейчас доход от одной поездки фактически составляет 1,61 грн»,‒ рассказал А' господин Брагинский. По данным КП «Киевметрополитен», в первом полугодии убытки предприятия составляли 330,4 млн грн, а 2013 год предприятие закончило с потерями в размере 362,1 млн грн. Кроме того, по состоянию на август, кредиторская задолженность метрополитена за потребленную электроэнергию составляла 9 млн грн. «Не стоит ожидать, что стоимость проезда в метро будет уменьшаться, поскольку постоянно растет уровень заработной платы, а также цены на электроэнергию»- предупредил киевлян господин Брагинский.

Система «Электронный билет» действует практически во всех европейских столицах. Стоимость одной поездки в самом дорогом европейском метро ‒ лондонском ‒ обойдется 1,5-8 фунтов (31‒168 грн). В среднем одна поездка в подземке в европейских городах при пересчете на украинские гривны будет стоить от 10 до 25 грн. В Москве ‒ 4,6-6 грн, а Минске ‒ 5-5,5 грн. В Украине воспользоваться услугами метрополитена, помимо столицы, можно в Днепропетровске (стоимость одной поездки ‒ 2 грн) и в Харькове (3 грн).

Руководитель КП «Киевметрополитен» также отметил, что введение электронного билета позволит предприятию уточнить свой пассажиропоток, оптимизировать затраты и, соответственно, улучшить качество услуги. «Около 25% пассажиропотока ‒ льготники, однако мы не можем четко определить, сколько из них киевлян, а сколько имеют право на льготу по всей Украине. А это означает, что предприятие должно получать компенсацию из государственного и городского бюджетов. Для того, чтобы правильно рассчитать объем возмещения, необходимо провести учет, который станет возможным при введении электронного билета»,‒ говорит господин Брагинский. При этом, глава метрополитена отметил, что первоначальные планы по объему инвестиций в этот проект сейчас пересматриваются. «Мы ведем переговоры с компанией-инвестором по пересмотру технического задания. В частности, затраты на реализацию этого проекта будут существенно оптимизированы, например, в части закупки новых турникетов. Сейчас речь идет о том, что будут модернизироваться турникеты, действующие в метро»,‒ сообщил он. Впрочем, господин Брагинский не смог уточнить, как изменится объем финансирования проекта по введению электронного билета.

Требует средств

Победителем инвестиционного конкурса по реализации проекта «Электронный билет» в 2013 году стала харьковская компания ООО «Альфа Пей Терминал». Тогда стоимость первого этапа проекта оценивалась в 120‒150 млн грн, а в течении пяти последующих лет сумма инвестиций должна была достигнуть 400 млн грн. Планировалось, что «Альфа Пей Терминал» подпишет инвестиционный договор с Киевом сроком на 10 лет. Господин Брагинский подтвердил А', что именно эта компания будет осуществлять реализацию проекта в столичном метрополитене. «После того, как в харьковской подземке был введен электронный билет и тарифная сетка, при которой стоимость одной поездки будет дороже, нежели абонемент на большее количество проездов, предприятию удалось увеличить чем доход на 10%. Мы также ожидаем, что введение электронных карт позволит нам улучшить финансовое и техническое состояние столичного метрополитена»,‒ отметил Виктор Брагинский.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк одобряет решение столичных властей, однако отмечает, что «оно не является панацеей по снижению убытков метрополитена». «Это решение вполне соответствует международной практике. Такая система ‒ электронные билеты и гибкая сетка тарифов на проезд ‒ работает в странах ЕС,‒ отмечает эксперт.‒ Она позволит четко провести монетизацию льгот. Уточнив пассажиропоток, метрополитен сможет улучшить качество своих услуг, пуская больше поездов в пиковые периоды». Кроме того, отказ от жетонов в пользу электронных карт позволит «Киевметрополитену» улучшить и финансовые показатели. «Зная, на каких станциях наибольший пассажиропоток, можно с большей эффективностью сдавать площади метрополитена в аренду мелким предпринимателям, а также под рекламу. Соответственно, предприятие сможет зарабатывать средства для своего развития»,‒ сообщил господин Вовк.

Читайте также