По информации многих журналистов, "Блок Петра Порошенко" (БПП) ведет на выборы половину от нынешнего состава своей фракции в Киевсовете. Журналисты ряда СМИ выяснили проблемы этого списка, в частности, что среди этих людей есть прогульщики. Свое мнение по данному поводу выразил лидер движения "Рух за реформы" Сергей Думчев.
— Сергей, какие-то странные происходят вещи. На Одесчине баллотируются Саша Боровик и Маша Гайдар, причем Маша идет в депутаты, а Саша — в мэры Одессы. Альтернатива Кивалову — это, конечно, хорошо, но неужели не нашлось претендентов не из числа "иностранных специалистов"? В Киеве же другая картина — "Блок Петра Порошенко", или, иначе говоря, тандем "Солидарности" и УДАРа, по данным СМИ, протаскивает во власть старые кадры. А можно так, чтобы лица были новые, но не настолько, как Маша Гайдар?
— Вопрос, который вы задаете, сложен и многогранен. Его можно переформулировать и спросить себя, почему после стольких Майданов в Украине не происходит качественной смены политической элиты? Это — отдельная тема для разговора, так что сейчас я отмечу только то, что во многом виновата и сложившаяся избирательная система. Она приводит к власти не пассионариев, а миллионеров, а последних не так и много. Отсюда и круговорот одних и тех же лиц, заявивших о себе на политической сцене. Более того, речь не просто о богатых людях, речь о тех, кто совмещает финансовую состоятельность и власть. То есть об олигархах.
— Но если у того, кто далек от власти, будет конкурентоспособная программа, он сможет победить?
— Возможно. Но нужно быть готовым к тому, что его агитаторов будут избивать, а печатную продукцию уничтожать, как это было у "Руха за реформы". А милиция, естественно, — бездействовать. Вот вам первое проявление админресурса. А второе — прямой или опосредованный подкуп избирателей. Он может быть замаскирован под что угодно, но действующему мэру, конечно же, легче всего отстегнуть из бюджета энную сумму и разбросать ее на карточки пенсионеров. В такой ситуации откуда взяться новым лицам, о которых вы спрашивали в начале интервью?
— Вы сказали, что во многом виновата сложившаяся избирательная система. Считаете ли вы необходимым минимизировать избирательное право, оставив в избирателях лишь тех, кто платит налоги, и исключив таким образом пенсионеров и студентов?
— Нет, я за сохранение всеобщего избирательного права. Критикуя систему, я имел в виду необходимость перейти на сугубо мажоритарную систему либо на партийную (пропорциональную) систему с действительно открытыми списками, а не их имитацией. У нас же пока что нет ни первого, ни второго.
— Поэтому позиции в списках заполняются кем попало?
— Как раз не кем попало, а "нужными" людьми. Только нужными не Киеву, а, скажем так, "спискосоставителю". Или даже не ему лично, а кому-то, с ним связанному. Поэтому и идут в депутаты денежные мешки, а еще — чьи-то кумовья, помощники, водители, "боевые подруги". Причем проскочить в числе "списочников" проще, чем самому работать на округе. Вот так и попали в нынешний список БПП те, кто еще год назад был самовидвиженцем.
— Как может рьяный борец с застройкой (говорю о Кличко) брать в список застройщиков? Это из серии "борьба пчел против меда"?
— В застройщиках как таковых не кроется корень зла. В странах, где уважают частную собственность, люди могут заниматься любым не запрещенным законом бизнесом. Совсем другое дело, когда эти застройщики мало того, что имеют лоббистов в сфере власти, так и сами становятся властью. Да еще и входят в состав земельной комиссии Киевсовета, которая принимает решения о землеотводах. Преференции, получаемые ими в силу близости к мэру, имеют четкое определение в Криминальном кодексе — злоупотребление служебным положением.
Помножьте это на отсутствие Генерального плана развития города и получите в результате полный произвол.
— Застройщики — это, в конце концов, бизнес, деньги, то есть здесь меркантильный интерес партийных лидеров понятен. Но как быть с бывшими помощниками депутатов? Их тоже немало в списках.
— Да, это известный "социальный лифт" — один из немногих, возможных в нашем обществе. К моему большому сожалению. Сначала Имярек становится депутатом, затем обрастает обслугой — секретарями, помощниками, массажистами, кем угодно, а затем — на следующих выборах — эти люди и сами баллотируются во власть. Вы спросили, зачем нужны помощники? Для создания собственной команды или, точнее, для формирования большинства, голосующего за нужные решения.
Интересно, что Александр Третьяков, один из известной когорты ющенковских "любых друзив", который как будто бы имел амбиции идти в мэры Киева и создал под этот проект общественную организацию "Мы — киевляне", свернул свою деятельность и отказался от борьбы. Зато в списке БПП оказалось целых восемь его помощников. Но и это не конец истории. Кроме Третьякова, своих ассистентов в Киевсовет ведут еще 10 народных депутатов. Среди них есть также помощники от трех депутатов "Народного фронта" — Лилии Гриневич, Людмилы Денисовой и Александра Присяжнюка.
— Какие еще категории соискателей депутатского кресла привлекли ваше внимание?
— Еще в списках БПП есть люди Черновецкого. Например, такая интересная личность, как Сергей Ганноха — избирался год назад под брендом УДАРа. Его мать — пастор церкви Сандея Аделажди. Не менее "трогателен" и юный, но настырный Алексей Окопный. Ранее он был помощником одного из депутатов Киевсовета — Сергея Березенко. А Березенко попал в Киевсовет под знаменами Леонида Черновецкого, был его советником и возглавлял молодежное крыло "Блока Черновецкого".
А еще в Киевсовет в 2014 году прошел помощник депутата от "Блока Черновецкого" Виталия Лавриненко — Владислав Михайленко. Михайленко тоже "ударовец" — был, есть и будет, пока ему это выгодно. Помимо бывших представителей "молодой команды" Черновецкого, в списках БПП присутствуют и экс-регионалы. Ну и, конечно же, Пабат, чей ГАК в свое время помог сформировать Леониду Черновецкому послушное ему большинство.
— Но ведь формировать подобные списки и неумно, и нерационально...
— Почему члены БПП идут на подобный шаг? Здесь много причин. И неуважение к избирателю, то есть уверенность в том, что его можно купить, обвести вокруг пальца, усыпить бдительность. И уверенность в том, что все сойдет и так — большинство снова проголосует за Кличко, а значит, и за всех тех, кого он тащит за собой на буксире. И недальновидность, выраженная в желании урвать свой кусок власти здесь и сейчас, а что будет через год — никого не волнует.