Из-за войны в Украине сотни тысяч украинских детей сегодня учатся в школах Европы. Очевидно, что после окончания войны многие украинские дети вернутся домой. И тогда встанет вопрос: а как сделать, чтобы и у нас было как в Европе? Ведь европейская система хоть и не идеальна, но однако в ней "зашито" множество позитивных практик, в основе которых лежит главный принцип – уважение к ученику. А к хорошему ведь быстро привыкаешь. И что нужно для того, чтобы в украинской школе произошла не только декоративная, но и мировоззренческая реформа школьного образования - разбирался "Апостроф".
Европейская реформа
По словам родителей, которые отдали своих детей в европейские школы, обучение на Западе имеет существенные отличия от украинской системы. Эти отличия касаются как бытовых аспектов учебы (отсутствие дресс-кода и поборов, минимальные домашние задания), так и мировоззренческих (уважение к личности ребенка, раскрытие его индивидуальности).
На самом деле, более комфортные условия обучения предусмотрены масштабной реформой школьного образования "Новая украинская школа", которая реализуется еще с 2016 года. Реформа как раз опирается на европейские практики: рекомендации Европарламента и Совета ЕС по формированию ключевых компетенций образования в течение жизни.
Сейчас в фарватере НУШ только начальное общее образование. Внедрять НУШ в средней школе МОН планировало в этом году, но широкомасштабное вторжение поломало все планы.
Заданий меньше – толку больше
Но даже в имеющихся стандартах НУШ, утвержденных пока только для начальной школы, содержатся те же принципы, которые на практике реализуются на Западе. Например, родители украинских школьников в Европе отмечают, что их дети не загружены сотнями часов домашних заданий. Ограничение объема домашних заданий прямо прописано и в госстандарте НУШ для начальной школы.
"Но чтобы это было реализовано у нас, нашей системе образования нужно давно уже освободиться от излишнего бюрократического регулирования и дать самим педагогам больше свободы в формировании учебных планов, - поясняет "Апострофу" учитель одной из школ пригорода Киева Анна Чубар. – Я могу задавать меньше, родители просят задавать меньше, я сама понимаю, что это нужно, так как излишняя информация абсолютно не усваивается детьми. Но с меня потом спросит завуч и директор почему я не "дорабатываю", а с них спрашивает управление образования и дальше по цепочке. Если у учителей будет больше свободы, то больше свободы, соответственно, получат и дети".
Брюки против джинсов
Отдельное удовольствие украинских родителей вызвало полное безразличие учителей на Западе к внешнему виду учеников: ходит ребенок в школу в строгом костюме или байкерской куртке – разницы нет.
В Украине школьная форма окончательно была отменена еще в 2019 году президентским указом.
"Школьная форма не обязательна. Главное, чтобы это была удобная одежда для учебной деятельности", - подтверждает "Апострофу" экс-замминистра образования, директор Украинского института развития образования Вадим Карандий.
Тем не менее, администрации отдельных школ все еще держатся за этот рудимент в своих внутренних уставах. И что же делать родителям?
"Нужно написать заявление на имя директора об отказе от школьной формы. Если ребенка не пускают в школу без формы, то лицо, которое это делает, получит взыскание, а в следующий раз должно быть уволено, - поясняет "Апострофу" юрист Роман Бондаренко. – А устав школы — это документ, который регулирует деятельность юридического лица, но не его клиентов. Это все равно, если бы какой-то банк в своем уставе прописал, что все его клиенты должны приходить в пиджаках. Школа — это такое же юрлицо, которое предоставляет клиентам образовательные услуги. И если получение образовательных услуг зависит от одежды, то это уже дискриминация по имущественному признаку и нарушение права ребенка на индивидуальность, которое у нас везде декларируется".
Поборы, вон!
Впрочем, в украинской школе существуют и неформальные аспекты обучения, которых не встретить ни в образовательных стандартах, ни в законах. Например, поборы. За собственные деньги родители школьников покупают практически все: от штор и мыла в туалеты до телевизоров, проекторов и другой дорогостоящей техники. И это при том, что коммунальные учебные учреждения уже финансируются из наших налогов.
Чтобы отстоять право ребенка на бесплатное образование, закрепленное в Конституции и законе "Об образовании", эксперты советуют родителям самим проявлять инициативу. Если администрация школы адекватна и идет на контакт, то родителям стоит написать заявление директору с просьбой сообщить, какие запросы на материально-техническое обеспечение учреждения образования были направлены основателю учреждения образования, какие были ответы на эти запросы. Вместе с дирекцией формировать бюджетные запросы в управление образования.
"Существует миф, что школы недофинансируются. На самом деле они финансируются хорошо, нужно только эти финансы получать, составляя бюджетные запросы, так как очень часто образовательная субвенция не используется и возвращается в бюджет. Родителям нужно не помогать финансировать школы, а помогать директору школы писать бюджетные запросы", - добавляет Роман Бондаренко.
Если же администрация и сама не против "сбивать" деньги с родителей, то сперва необходимо обратиться к директору школы с просьбой издать внутренний указ о запрете сбора средств. В ситуации отказа обращаться с заявлениями в управление образования. В крайнем случае – вызывать полицию, ведь вымогательство – уголовное преступление. В общем, власть, даже школьную, нужно контролировать.
Токсичная коммуникация
Кроме того, западная система школьного образования свободна от различных родительских комитетов, чатов класса, школы и тому подобных наслоений.
"Вся коммуникация – через классного руководителя, объявления через страницу в Facebook", - говорит "Апострофу" Анастасия Шкала, чей ребенок учится в Канаде.
"В Европе родители общаются с учителем только по электронной почте. Раз в неделю учитель разослал письмо какие занятия и активности будут на неделе и все. Электронная почта позволяет дистанцироваться. У нас же родители пытаются установить личный контакт с учителем: пишут или напрямую, или создают чаты, начинаются обсуждения", - отмечает Бондаренко.
Каковы истоки этого коммуникационного хаоса?
"Почему на Западе родители очень мало касаются дел школы? Потому что там есть доверие к школе. Там нет буллинга, жестокого обращения и если родители отправляют ребенка в школу, то они понимают, что их ребенок будет в безопасности. У нас же родители пытаются все контролировать и "помогать" школе. Но это и понятно: у нас очень много случаев буллинга, когда бьют и выгоняют и в школу не пускают, и когда родители это видят, они хотят контролировать все! На Западе если вдруг что-то не так, то учитель уйдет со школы раз и навсегда и ни в одной школе не будет больше работать", - уверяет Бондаренко.
Соответственно, чтобы в Украине привести в порядок коммуникацию родитель – педагог, необходимо повысить доверие родителей к системе образования. А как это сделать? Конечно, продолжать реформы.
"Это не делается быстро, это годы реформ. Школам постепенно нужно завоевывать доверие родителей, а родителям верить. Школа – коммунальное учреждение образования, в котором есть свои правила, которых нужно всем придерживаться. Если их будут придерживаться все, в первую очередь директор и учителя, тогда у родителей не будет необходимости вмешиваться в образовательный процесс", - резюмировал Бондаренко.
Меняем мировоззрение
Впрочем, если бытовые аспекты образования на Западе от страны к стране и даже от школы к школе все же могут меняться, то мировоззренческий фундамент везде один и тот же – человекоцентричность прежде всего. И это главное отличие, на которое обращают внимание практически все родители, отдавшие своих детей в школы на Западе.
"Конечно, самые большие впечатления родителей и детей - от отношения учителей к учащимся. Это не означает выполнения прихотей детей или родителей, а нормальные партнерские отношения, взаимоуважение и понимание друг друга", - поясняет "Апострофу" директор столичного лицея политики, экономики, права и иностранных языков Инга Моравская.
Человекоцентричность – не просто красивая философская категория, а вполне практический принцип. Ведь если на этом базисе будет строиться украинское школьное образование, то детей не будут заставлять носить однотипную одежду, перегружать домашними заданиями, относиться свысока, а родители станут свободны от поборов, токсичной коммуникации, станут больше доверять системе образования.
Почему украинские школы все еще далеки от человекоцентричности? По мнению экспертов, есть две основных причины: кадры и пробуксовка реформы. Причем, как раз по причине уровня компетенции кадров и реформа буксует.
"НУШ не везде доходила, так как было все же определенное сопротивление системы", - поясняет "Апострофу" эксперт Украинского института будущего Николай Скиба.
"К сожалению, многие учителя, администрации школ и даже тренеры НУШ до конца не принимают эту концепцию и соответственно мы до сих пор имеем много школ в Украине, работающих в старой системе или НУШ, но деформированной под собственное мировоззрение, - говорит Инга Моравская. – Бывает достаточно сложно с педагогами старой формации. Несмотря на высокий уровень владения предметом и опыт, им трудно принять новые вызовы и адаптироваться к изменениям".
А эти изменения жизненно необходимы украинскому образованию.
"Ведь украинская система образования во многом осталась российско-советской, в основе которой лежит передача и получение знаний, очень часто не нужных и излишних. Сейчас, например, в школах вручают золотые и серебряные медали. Но ведь это также наследие российской системы образования. Эти медали к нам пришли с 1882 года, потом Октябрьский переворот их отменил, Сталин в 1945 вернул, а мы их сохранили. И таких российских нарративов советской педагогики в системе образования очень много. Плюс авторитарная педагогика, которая никуда не пропала из наших школ", - поясняет "Апострофу" экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.
Как это поменять? Как убедить педагогов старой формации сменить принцип "я начальник – ты дурак" на партнерские отношения с учениками и их родителями?
Во-первых, для этого нужно учить самих учителей.
"Если немного изменить методы преподавания, формы работы, при этом, правильно учить учителей, то в Украине возможно настоящее образовательное чудо. Государство должно прилагать больше усилий для подготовки педагогов, руководителей школ новой формации, обучать Soft skills, организовывать практические поездки в европейские школы украинских педагогов для обмена опытом, организовывать стажировку тренеров, обучающих учителей за рубежом, повышать мотивацию учителя. Внимание уделять развитию коммуникативных навыков, корпоративной культуры, психологическому обучению. Это те направления, на которые мы, руководители частных заведений, обращаем большое внимание, но, к сожалению, в государственных школах, в большинстве своем, им отводят последнее место", - добавляет Моравская.
Во-вторых, украинские учителя должны получить достойную финансовую мотивацию от государства.
"Многое в отношении учителей к ученикам идет от того, что сами педагоги неуважаемы, что они не могут вести достойную жизнь, и это ведет к тому, что все виноваты. Педагоги психологически сломлены, и это уже вопросы к обществу: вопросы уважения и адекватного финансирования образования. Ведь человек, который ведет достойную жизнь, будет ценить достоинство и в других людях", - отмечает Скиба.
Впрочем вынужденное обучение украинских детей в школах на Западе, неизбежно заставит изменить подход наших педагогов к ученикам и родителям в послевоенной Украине.
"В том, что образование после войны изменится, у меня нет никаких сомнений, так как само общество изменится, - уверяет Ликарчук. – В органы управления образования придут другие люди, директорами учреждений образования станут другие люди. Общество будет требовать другого образования"
"Нормативно и принудительно этот опыт никто не будет внедрять. Все будет зависеть от критической массы тех родителей, которые хотят изменений, в каждом конкретном учебном учреждении. Все европейские практики могут быть реализованы и у нас. Кстати, наших учителей сейчас активно привлекают к работе на Западе, так как в некоторых странах создаются классы украиноязычных детей и там дополнительно привлекают наших педагогов", - говорит Вадим Карандий.
"Сейчас у нас уникальное время, когда мы можем сделать квантовый скачок в трансформации нашей системы образования и резко оторваться от тоталитарной системы и принять демократические ценности не только на уровне деклараций и на бумаге, а действительно их принять через собственный опыт, который мы получили в других школах. Мы сейчас можем трансформировать нашу систему образования быстрее, чем мы надеялись", - добавляет "Апострофу" сопредседатель общественной организации "Батьки SOS" Алена Парфенова.