Инцидент с обстрелом британского эсминца "Defender", произошедший 23 июня вблизи берегов Крыма, стал очередным неприятным сигналом для НАТО со стороны России. Североатлантическому альянсу следует прекратить беспокоиться о том, раздражает ли его деятельность хозяина Кремля Владимира Путина, и перехватить инициативу в регионе, разработав соответствующую стратегию. Это скоро должно произойти, поскольку сейчас Черное море становится все большим приоритетом для НАТО. Об этом в интервью "Апострофу" рассказал генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес - экс-командующий Сухопутными войсками США в Европе.
- Россия заявила, что они атаковали британский эсминец Defender вблизи Крыма. Как бы вы это оценили?
- Я очень скептически отношусь к любым докладам от русских вроде этого. Заявления России, как всегда, бесчестные и базируются на том утверждении, что Крым - это российская территория.
Как бы то ни было, эсминец королевских ВМС Defender был на законной миссии, осуществляя мирный проход украинскими территориальными водами. Воды вокруг Крыма - это не российские территориальные воды. Никто больше в мире не признает незаконных посягательств на эти воды, даже Беларусь.
- Какой будет ответ Британии и международного сообщества на эти действия?
- Я ожидаю, что Великобритания, США и другие западные страны выступят с декларацией, эта миссия была полностью законна, а действия России в ответ, о которых они говорят, были полностью незаконными. Я очень на это надеюсь.
Обеспечение соблюдения международного права требует от государств выполнения этих законов, включая свободу судоходства. Военные учения Sea Breeze, вероятно, вызовут новую российскую незаконную активность в Черном море.
- Как бывший командующий НАТО, чего вы ожидаете от Альянса?
- Объединения вокруг Британских королевских ВМС и большой благодарности командиру и экипажу HMS Defender.
- Благодарности за что?
- Корабль Королевских ВМС Defender делал то, что должны делать все профессиональные служащие ВМС и экипажи кораблей - обеспечивал выполнение международного законодательства очень профессиональным образом. Посмотрите на их поведение и сравните его с незаконными действиями сил Российской Федерации.
- Россия продемонстрировала, что она собирается атаковать корабли НАТО у Крыма. Вероятна ли более широкая конфронтация в будущем?
- Только если Россия будет ее искать. Это не то, что должно непременно произойти. И не то, что необходимо. Лучший способ предотвратить конфликт - продемонстрировать, что мы сплочены и готовы к нему.
- В таком случае, это первое демонстративное непризнание оккупации Крыма со стороны ВМС страны НАТО. И это очень опасно для России. По вашему мнению, что еще могло бы сделать НАТО для давления на Россию?
- Смотрите. То что сделали королевские ВМС - это, конечно, важная демонстрация того, как страна способствует выполнению международного права. Но я думаю, что могут быть и другие способы заявить о непризнании оккупации - не только проход кораблей этими водами. Можно действовать другими законными методами. Например, запрет захода во все европейские порты любым российским кораблям, которые выходят из украинских портов в Крыму.
Есть очень много способов. Яркий пример - украинская спортивная форма на Чемпионате Европы по футболу с картой, на которой Крым.
- Российский посол, только что вернувшись в Вашингтон, уже начал настаивать, чтобы учения Sea Breeze отменили. Значит ли это, что позиция Белого дома в отношении Владимира Путина ошибочна?
- То, что происходит сейчас, означает, что Кремль начал немедленно тестировать администрацию Байдена. Это типичное русское поведение, типичная для них попытка влиять на ситуацию. Но я не верю, что Украина или США, или кто-то еще отменит эти учения.
Байден в Женеве сказал: в течение следующих 3-6 месяцев мы узнаем, способен ли Кремль к стабильному профессиональному диалогу, на который можно положиться. По моему мнению, сейчас произошла мгновенная проверка - и уже не надо ждать, чтобы проверить, может ли быть Кремль стабильным партнером и заслуживает ли он доверия.
Заявление России о том, будто судно королевских ВМС движется через российские территориальные воды, было совершенно неправильным. Никто в мире не признает этого. Россияне могли бы жаловаться, но использовать оружие - это уже крайняя мера и это не было нужно. И я думаю, что все это показывает, с кем мы имеем дело.
- В СМИ активно пишут о том, что Россия делает все, чтобы заблокировать проведение учений Sea Breeze, которые должны начаться 28 июля. Теперь эта атака. Какие выходки мы еще увидим?
- Я думаю, мы должны перестать волноваться о том, насколько мы провоцируем Россию и провоцируем ли ее вообще. Именно они проводят незаконную деятельность, убивают украинских солдат каждый месяц несмотря на режим перемирия. Нам надо более широкая стратегия для Черного моря и стран его бассейна, которая будет включать дипломатические и экономические средства, а также военные меры.
Нам надо перехватить инициативу у Кремля вместо того, чтобы постоянно реагировать на все, что они бы не сделали. Черное море - это не частное озеро. Это международные воды.
- Увеличит ли эта ситуация военную поддержку Украины со стороны наших западных партнеров?
- Я надеюсь, что США, Канада и Великобритания, а также другие страны будут продолжать оказывать Украине не только военную поддержку, но и дипломатическую и экономическую, будут привлекать инвестиции. Украина - это ключ к любой широкой стратегии в Черноморском регионе. Как и Турция.
К счастью, Украина будет сотрудничать со своими черноморскими соседями, особенно Румынией, Грузией и Турцией во все большем количестве аспектов безопасности. Это сотрудничество позволит громче говорить в Брюсселе и Вашингтоне, а также повысить приоритетность этого региона - сейчас страны Черноморского бассейна этого не делают.
- А как насчет военного присутствия НАТО в Черном море? Оно увеличится?
- Думаю, НАТО делает в Черном море все, что может. Надеюсь, что будет делать больше, поскольку Альянс сейчас увеличивает приоритетность Черного моря в своих стратегических расчетах. Но нации, живущие на побережье Черного моря, должны делать больше самостоятельно и сотрудничать друг с другом.
Нам надо сфокусироваться на разработке широкой стратегии по Черному морю и странам его бассейна и на том, что делать с Россией. И потом мы, США, должны усилить и углубить наши двусторонние отношения между Вашингтоном и Киевом. Вот это приоритет.
- 30 лет назад в НАТО разработали План по действиям в регионе, а затем его свернули. Какие конкретные шаги нужно делать сейчас в стратегии в регионе, о которой вы упоминали выше?
- НАТО, как я уже говорил, нужна стратегия по Черному морю. США также не имеют такой стратегии. Это должно быть приоритетом. Румыния сейчас создает штаб-квартиры с трехзвездочными генералами НАТО. Но я хотел бы увидеть в регионе американские штаб-квартиры, чтобы была возможность отвечать на ситуацию в регионе Черного моря.