В пятницу, 9 декабря, парламент Южной Кореи сделал главный шаг, чтобы отправить президента страны Пак Кын Хе в отставку — объявил ей импичмент. Как и во время украинского Евромайдана, процесс отставки президента фактически запустил народ. Граждане вышли на многотысячные акции протеста в столице и других больших городах с требованием, чтобы политик оставила президентское кресло, дав понять, что не дадут власти спустить дело на тормозах. Выяснилось, что Пак Кын Хе фактически передала управление страной своему Ахметову-Левочкину — давней подруге без должности и с сомнительным прошлым. К счастью для граждан, далеко не идеальный парламент Южной Кореи сумел достигнуть консенсуса и проголосовал за импичмент президента (решение поддержали и представители партии власти), и обошлось без кровопролития. Есть надежды на то, что корейский майдан, как и украинский, может послужить для политической системы хорошей встряской, которая повлечет за собой позитивные структурные изменения, в частности, в сфере борьбы с коррупцией, которая опутала элиты Южной Кореи.
Импичмент президента
Парламент Республики Корея 9 декабря объявил импичмент президенту Пак Кын Хе. За это решение проголосовали 234 депутата, в том числе - около половины правящей фракции. Против инициативы выступили 56 парламентариев, еще 2 воздержались, и 8 голосов были объявлены недействительными. Для объявления импичмента достаточно было набрать 200, то есть две трети голосов. В течение полугода решение парламента должен утвердить Конституционный суд страны, и только тогда Пак Кын Хе лишится неприкосновенности. До тех пор руководство страной на себя берет премьер-министр Южной Кореи Хван Гё Ан. После завершения всех процедур Конституционного суда (если будет позитивное решение) в стране пройдут досрочные выборы президента, и Пак Кын Хе обязана будет покинуть должность в течение 60 дней. В этом случае большие шансы побороться за власть у самого популярного корейского политика на данный момент — бывшего Генсека ООН Пан Ги Муна.
Но, следует напомнить, в 2004 году в аналогичной ситуации Конституционный суд отменил решение парламента об отставке Но Му Хёна, обвиняемого в коррупции. Тот покинул свой пост лишь в 2008 году. Если Пак Кын Хе все-таки оставят президентом, ее срок завершится в феврале 2018 года — в Республике Корея президент руководит страной в течение одного срока длительностью пять лет.
После того, как 170 депутатов подписали резолюцию об импичменте и оппозиция внесла ее в Национальное собрание, Пак Кын Хе подтвердила свою готовность уйти в отставку, но лишь в апреле, после решения суда. Она называет обвинения в свой адрес политически мотивированными. Отправили 11-го президента восвояси не только усилия депутатов, но и шесть недель народных протестов (если точнее — шесть суббот) возле президентского дворца — под снегом и дождем, без пуль и коктейлей Молотова. В мирных акциях участвовали сотни тысяч граждан республики, требуя отставки президента. Как следствие, против президента выступила не только оппозиция, но и часть правящей партии. Протест 3 декабря собрал в Сеуле около 1,5 млн человек.
Коррупция и серый кардинал
На решающем заседании правительства Пак Кын Хе извинилась за "халатность". Но импичментом президенту, по сути, вменили в вину измену государства, поскольку лишь это может быть основанием для отстранения руководителя страны от власти. Пак Кын Хе обвиняется в коррупции и фактической передачи власти южнокорейскому серому кардиналу — своей подруге и помощнице Чхве Сун Силь, не занимающей никакую государственную должность. Та имела доступ к документам государственной важности и предположительно влияла на решения президента. В свою очередь, Чхве Сун Силь (а также уже экс-секретаря президента Ан Чон Пома) обвиняют в том, что она заставляла представителей крупного бизнеса жертвовать миллионы двум связанным с ней фондам Mir и K-Sports: всего $65,5 млн на 53 компании. В частности, она якобы заставила Huyndai Motor Group заключить со своей рекламной компанией контракты на $5,3 млн. Ранее она вернулась из Германии, где временно проживала, заявив, что готова сотрудничать со следствием, после чего была арестована, и прокуратура предъявила ей обвинения. Прокуратура также ранее заявила, что Пак Кын Хе — непосредственный соучастник преступлений Чхве Сун Силь.
Коррупция — отнюдь не экстраординарное для корейской политики явление. Уже упомянутый Но Му Хён в 2009 году покончил жизнь самоубийством, прыгнув с обрыва, поскольку его обвинили в получении от текстильной фирмы $6 млн взятки. Считается, что политики имеют тесные связи с крупными корпорациями. Обычным для страны считается и то, что семья президента получает финансовые дивиденды. И аргументом для того, чтобы избрать Пак Кын Хе президентом в свое время было то, что она осталась без семьи. А значит, коррупционные риски должны были быть ниже. Но она как одинокий интроверт нашла себе близкого друга.
В конце октября журналисты телеканала JTBC нашли в мусорном баке в одном из отелей Сеула планшет, на котором оказалось около 200 секретных документов за 2012-2014 годы и 44 черновика речей президента, который правила Чхве Сун Силь. Пока разгорался коррупционный скандал вокруг подруги президента, рейтинг Пак Кын Хе упал с 30-35% до 4%. Она успела существенно перетасовать свою команду, сменив премьера страны, министра финансов, главу своей администрации и политического секретаря.
На личности Чхве Сун Силь, которую также называют "дочерью Распутина" или "Распутиным в юбке", следует остановится поподробнее. Она — дочь покойного основателя одной из религиозных сект, члены которой исповедуют смесь христианства, буддизма и традиционного корейского шаманизма. Сомнительная репутация "серого кардинала" стала дополнительным аргументом в руках граждан и оппозиции, хотя Пак Кын Хе отрицала причастность своей приближенной к этой организации.
С Чхве Сун Силь нынешняя президент Южной Кореи дружит около 40 лет, они связаны также через отцов: отец первой будто бы был духовным наставником Пак Чон Хи, отца Пак Кын Хе и третьего президента Республики Корея, который правил страной 18 лет. Насколько близкими были основатель секты и будущая президент, доподлинно неизвестно. О влиянии Чхве Сун Силь на президента знали и ранее, но корейцы не представляли, что роль "шаманки" без должности может быть настолько значимой.
Как свидетельствуют предварительные результаты спецрасследования, Чхве Сун Силь и ее друзья, по сути, изменили внешнюю политику Южной Кореи, подняв градус в отношениях с КНДР. Тогда Корейская Республика внезапно пошла на разрыв контактов с Пхеньяном, хотя президент страны выступала за примирение и объединение двух Корей. Основанием для этого стали предсказания шаманок, с которыми общалась подруга президента. Именно это взбесило корейцев больше всего, а не коррупция, с которой давно свыклись.
Победа гражданского общества
В Корее склоняются к тому, что в этот раз, в отличие от 2004 года, президент не избежит импичмента, поскольку для этого слишком много оснований. Но республику в любом случае ждет непростой период без постоянного руководителя страны, что в свете сложной политики на северокорейском направлении не является положительным фактом. В условиях массовых протестов часть представителей фракции власти приняли мудрое решение не отстаивать своего президента. Но от того противостояние с оппозицией перед выборами не станет менее горячим. Тем более что премьер, как пишут корейские СМИ, также не является популярным политиком. Ранее его обвиняли в уклонении от уплаты налогов. Оппозиция настаивает, что влияние Хван Гё Ана должно быть сведено к минимуму, поскольку он был не избран, а назначен. Если суммировать отведенный на решение Конституционного суда период и время, которое дадут Пак Кын Хе, чтобы передать власть, она может быть первым политиком в стране еще на протяжении восьми месяцев. К досрочным выборам в стране на данный момент не готова ни партия власти, ни оппозиция, которая предпочла бы подождать, пока непопулярная Пак Кын Хе досидит свой срок.
Специалисты отмечают, что последние события в Южной Корее подтвердили: в этой стране — самое сильное гражданское общество в Восточной Азии, с короткой, но насыщенной историей. Первый президент, избранный демократическим путем в 1987 году, пришел к власти после массовых народных протестов, которые положили конец периоду военной диктатуры. Вообще для Корейской Республики многотысячные протесты не являются чем-то новым, но в этот раз масштаб был беспрецедентным. Необычно то, что, как отмечает в своей статье для Центра Карнеги российский кореевед Андрей Ланьков, проживающий в Республике Корея, за отставку президента выступали представители разных групп, независимо от идеологии. Тем не менее, считает он, даже такое общество пока не в состоянии справиться "с эндемической коррупцией в высших эшелонах власти".