RU  UA  EN

четверг, 2 мая
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Мир

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Мнение

​Пекин и Москва углубляют диалог

Китай и Россия всерьез вознамерились выбить из рук Запада лидерство в мировой политике

Китай и Россия всерьез вознамерились выбить из рук Запада лидерство в мировой политике Владимир Путин и Си Цзиньпин Фото: Getty images

Джо Байден, готовясь к переговорам с Владимиром Путиным, обычно стремится заручиться поддержкой союзников. Это усиливает его позиции и добавляет уверенности. Российский президент тоже применяет эту тактику. Перед переговорами с американским лидером он встретился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Нью-Дели. А вскоре после виртуального саммита с Байденом провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Это, если верить Си, была их 37-я встреча с 2013 года.

Она стала своеобразным противовесом глобальному Саммиту за демократию, инициированному США. Китай и Россия, похоже, всерьез вознамерились выбить из рук Запада преимущество, которое дает ему право определять, что такое "хорошо" и что такое "плохо" в мировой политике. На встрече было сказано о том, что только народы соответствующих государств вправе судить о качестве их демократий; а под прикрытием слов о демократии и правах человека "некоторые международные силы" просто вмешиваются в дела Китая и России. Пекин и Москва уже не просто говорят о тесном сотрудничестве, но и формулируют идеологическую альтернативу своей версии миропорядка. Противостояние попыткам вмешательства – это одна из важных идеологических основ китайско-российского сотрудничества. Лидеры двух стран даже ведут речь о новой модели, в основе которой лежит уважение к интересам друг друга и невмешательство во внутренние дела. Фактически, речь идет о восстановлении классического принципа государственного суверенитета в международной политике – принципа, который может показаться довольно привлекательным для многих государств в современных условиях.

Война угроз на глобальном уровне продолжается, и здесь есть пространство совпадающих интересов Китая и России.

Москва угрожает нападением на Украину. Запад отвечает угрозой новых санкций и крайне высокой цены агрессии. Россия и Китай угрожают перспективой создать такую независимую финансовую инфраструктуру, которая сделает Москву и Пекин менее уязвимыми для западных санкций – и сейчас, и в будущем. Запад тестирует новые альянсы и форматы сдерживания Китая и России – Москва и Пекин сближаются и намекают на возможное привлечение к своему диалогу Индии. Именно Россия и Китай были теми двумя государствами, которые использовали слова о мультиполярости в официальной риторике: сегодня, возможно, мы уже живем в эту эпоху. Борьба за союзников разворачивается с новой силой. И пусть на традиционных союзников США нельзя рассчитывать – но Пекин вполне может побороться за неопределившиеся страны, и Россия может ему в этом помочь. Ну а пока стороны начали с выражения негативной оценки в отношении формирования новых военных альянсов, таких как AUKUS и "Quad".

Китай будет искать возможности дальнейшей экономической экспансии, включения в сферу своего экономического влияния новых стран, уменьшения зависимости от США. Во всем этом Россия вполне может оказаться полезным партнером; тем более что острых противоречий в отношениях между двумя странами нет, а двусторонняя торговля растет быстрыми темпами, о чем упомянул российский президент. Экономики двух стран хорошо дополняют друг друга.

Сближают два государства и другие факторы. И Китай, и Россия не хотят дипломатической изоляции, которая работает против их интересов, сокращая возможности. Для Китая этот вопрос особенно актуален накануне Олимпийских игр в Пекине, которым уже ряд стран Запада объявили дипломатический бойкот. Демонстративная поддержка России по этому вопросу важна для Пекина. Москва, в свою очередь, демонстрирует такими встречами, что выступает полноценным полюсом современного мира, с которым должны и будут считаться. Как и с ее трактовкой собственной безопасности.

Си Цзиньпин упомянул о понимании беспокойства России и выразил поддержку требованиям Москвы получить гарантии безопасности от Запада неслучайно. Китайская политика в отношении России вообще во многом строится на риторике о понимании ее беспокойства. России же нужно демонстрировать взаимопонимание и сотрудничество с Китаем, как и то, что оно может становиться еще глубже. Эту перспективу в Вашингтоне вынуждены будут принимать всерьез.

Россия и Китай не являются союзниками формально. Но по некоторым оценкам, нынешнее состояние отношений между ними воспринимается как нечто большее, чем альянс – благодаря близости и эффективности отношений. "Больше чем альянс" - это, конечно, метафора. В кризисные моменты "близость" будет значить меньше, чем формализованные обязательства. Но задача и Москвы, и Пекина в ближайшем будущем будет состоять в том, чтобы избежать таких кризисных моментов; использовать потенциал друг друга в переговорах с третьими сторонами; и заставить время работать в собственных интересах, а не против них.