Бюджетные закупки и тендеры в Украине уже давно превратились в откровенную систему злоупотреблений, обладающих всеми признаками коррупционных. И вот еще одна история в подтверждение этого.
Забота о раненых военных — это не опция, а базовая обязанность государства, лакмусовая бумажка ее человечности и уважения к тем, кто платит кровью за ее существование. Инициативы, направленные на обеспечение базовых потребностей защитников в госпиталях должны быть образцом прозрачности и эффективности. Однако тендеры на гигиенические наборы, объявленные Государственным оператором тыла (ГОТ) в конце августа 2025 на сумму более 37 млн грн, выглядят не как забота, а как ее циничная имитация. Это тот случай, когда формально все якобы правильно, но по сути — это издевательство и над бизнесом, и здравым смыслом.
Давайте разберем этот пример, делая упор на факты. Возмущение придет само собой.
29 августа ГОТ объявляет три тендера. Два из них, на сумму 7,6 млн и 10,9 млн грн соответственно, имеют конечный срок подачи предложений — 10 сентября. Это 12 календарных дней. За это время потенциальный поставщик должен найти, просчитать и подготовить документы на 15–20 позиций по каждому набору. Но самое интересное — поставки должны пройти до 30 сентября. То есть, у победителя будет меньше трех недель, чтобы закупить десятки тысяч единиц товара, скомплектовать 50 тысяч наборов и развезти их по больницам в разных регионах Украины.
Этот подход напоминает бег с препятствиями для всех, кроме одного участника. Кто серьезно верит, что это реалистичный термин для любой компании, которая не знала об этом тендере заранее? Это похоже на приглашение на вечеринку, которое послали за час до начала, указав в дресс-коде костюм космонавта. Теоретически возможно, но практически только если ты уже в нем.
Такие сжатые сроки – классический инструмент отсечения конкуренции. Они создают ситуацию, когда победить может только тот, кто: а) имеет весь товар на складе; б) уже имеет весь пакет документов; в) знал об условиях тендера задолго до объявления. Любой другой вариант делает этот тендер невозможным.
А теперь, в подтверждение изложенной выше гипотезы, перечень документов, которые нужно предоставить за эти 12 дней. Это настоящий бюрократический квест, разработанный, чтобы его невозможно было пройти честно и вовремя. Кроме базовых деклараций и гарантийных писем на КАЖДУЮ позицию (а их, напомню, до 20!), участник должен предоставить:
- Выводы и отчеты СЭС по косметическим средствам. Официально получение такого заключения может занять до 45 дней.
- Отчет о безопасности косметического продукта согласно Техническому регламенту №65. Это отдельная, сложная и небыстрая процедура.
- Декларацию о соответствии для аэрозолей (дезодорантов, гелей для бритья).
- Свидетельство государственной регистрации для антисептика.
- И мой личный фаворит – Акт от Центрального управления развития и сопровождения материального обеспечения (ЦУРСМЗ) на соответствие полотенца технической спецификации Минобороны.
То есть, чтобы отправиться на тендер, где есть обычное полотенце, бизнес должен отвезти образец в специальное учреждение МО, дождаться испытаний и получить акт. Через 12 дней. Вместе с десятком других сложных документов. Это уже не просто барьер. Это бетонная стена с колючей проволокой под напряжением. Это выглядит не как требование для подтверждения качества, а как инструмент для отсеивания чужих и подтверждения статуса своего.
Что мы получаем в сухом остатке?
1. Отсутствие конкуренции. На такие торги придет одна, максимум две компании, которые были готовы.
Это означает, что цена, вероятнее всего, не упадет, и мы купим эти наборы по максимальной ожидаемой стоимости. Деньги налогоплательщиков, которые можно было бы сэкономить и направить на дополнительные наборы или другие нужды, будут израсходованы неэффективно.
2. Высокие коррупционные опасности. Когда условия прописаны так, что выполнить их может только «знающий» поставщик, это первый признак заговора. Это либо вопиющая некомпетентность людей, готовивших тендер, не понимающих рыночных реалий, либо сознательное намерение отдать контракт конкретной фирме. И второй вариант, к сожалению, выглядит более вероятным.
3. Дискредитация самой идеи. Хуже всего в этой истории это удар по доверию. Раненые солдаты, волонтеры, обычные граждане видят, что даже такая святая вещь, как помощь раненым, превращается в мутную схему.
Это плевок в лицо и тем, кто на фронте, и тем, кто в тылу пытается помочь. Это разрушает репутацию ГОТ, которая создавалась как прозрачная альтернатива коррумпированным закупкам прошлого.
Эти тендеры в их текущем виде вредны. Они заставляют подозревать не только некомпетентность работников ГОТ, но и коррупционную мотивацию. Такие тендеры не обеспечивают ни честную конкуренцию, ни эффективное использование средств, ни доверие к государственным институтам.
Что делать? ГОТ должен немедленно отменить эти закупки. Требования к документам должны быть адекватными: базовые сертификаты, сложные отчеты и выводы нужно предоставлять уже на этапе представления, но нужно установить реалистичные сроки для подачи предложений хотя бы 30 дней. Срок для поставок должен составлять не менее 1,5–2 месяцев.
Госаудитслужба и антикоррупционные органы должны внимательно присмотреться к тем, кто готовил эту тендерную документацию. Ибо забота о раненых не должна иметь ничего общего с цинизмом и схемами. Наши воины заслуживают подлинного уважения, а не ее бюрократической имитации.
Источник: https://www.facebook.com/boris.kusniruk/posts/pfbid04RdAT1PYxUuE68j8Cnbwtfdu2gDy9gQdBCE6VgiaN3oW7L7HCR9UcPrBPwxEWN2Tl