С 11 марта Россия полностью выходит из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). По мнению российской стороны, ее дальнейшее участие в заседаниях совместной консультативной группы по ДОВСЕ является бессмысленным. Эксперты называют этот шаг РФ прогнозированным и свидетельствующим об усилении в стране идеологии о внешней военной угрозе, исходящей от НАТО.
С заявлением о выходе Российской Федерации из Договора об обычных вооруженных силах в Европе выступил вчера представитель министерства иностранных дел России Антон Мазур на заседании Совместной консультативной группы (СКГ) ДОВСЕ в Вене.
«Российская Федерация приняла решение приостановить свое участие в заседаниях СКГ с 11 марта 2015 года. Таким образом, объявленное Россией в 2007 году приостановление действия ДОВСЕ становится полным»,– заявил господин Мазур.
По словам представителя российского внешнеполитического ведомства, в создавшихся в СКГ условиях участие российской делегации на заседании группы стало «бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным – с финансово-экономической». При этом Антон Мазур подчеркнул, что после приостановки действия ДОВСЕ Россией в 2007 году РФ решила продолжить участие в СКГ, рассчитывая на разработку нового режима контроля над обычными вооружениями (КОВЕ).
«Однако этим надеждам не суждено было сбыться. По настоянию стран НАТО диалог о будущем KOBE, проводившийся, кстати, не в формате СКГ, был остановлен в 2011 году и с тех пор не возобновлялся. Практическая работа СКГ почти полностью свернута, несколько оживляясь лишь в преддверии очередного заседания СМИД ОБСЕ. Западные партнеры регулярно используют эту площадку для обращений к российской стороне с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами вернуться к соблюдению ущербного для нас старого ДОВСЕ»,– пожаловался господин Мазур.
Впрочем, как отметил Антон Мазур, этот шаг Российской Федерации не означает ее отказа от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе. «Мы по-прежнему готовы к совместной работе над новым режимом KOBE, отвечающим интересам как России, так и других европейских государств. И готовы сесть за стол переговоров, как только созреют наши зарубежные партнеры»,– резюмировал господин Мазур, попросив представлять интересы России в СКГ Республику Беларусь.
Следует напомнить, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже 19 ноября 1990 года. Он представлял собой соглашение между странами НАТО и Организацией Варшавского договора. Основной целью документа было установление безопасного баланса в Европе за счет сокращения основных вооружений обычных вооруженных сил, то есть боевых танков, бронированных машин, артиллерийских систем, боевых самолетов и ударных вертолетов вдоль линии соприкосновения между блоками. Предполагалось, что это снизит потенциал для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе часто критиковался российской стороной, особенно после массового вступления в НАТО новых членов. В 1999 году стороны договорились о заключении Соглашения об адаптации, которое так и не было ратифицировано ввиду того, что РФ не выполнила требование членов Альянса о выведении всех своих войск с территории Приднестровья. В 2007 году Москва объявила о приостановлении участия в ДОВСЕ, и с того времени принимала участие только в заседаниях Совместной консультативной группы.
Как отметил военный эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антон Михненко, решение российской стороны о полном выходе из ДОВСЕ является вполне прогнозированным и совпадает с политикой, проводимой Российской Федерацией в последние годы. «В выходе России из ДОВСЕ нет ничего нового. Они старались выйти из договора еще с 2007 года, когда приостановили его действие. Дело в том, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан еще в 1990 году между государствами-членами НАТО и странами-участницами Организации Варшавского договора, действие которого давно прекращено. Ввиду того, что соотношение вооружений вдоль линии соприкосновения между Россией и странами НАТО действительно находится не на стороне РФ, в России усиливается политика, позиционирующая Североатлантический альянс как основную угрозу безопасности страны. Идет активное формирование идеологии, что для россиян существует угроза, на которую необходимо реагировать»,– резюмировал эксперт.