Около 70% россиян собираются голосовать на президентских выборах в марте 2018 года, таковы данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Является ли этот опрос сигналом, что российские власти начали подготовку к легитимизации выборов путем повышения явки, и сколько граждан РФ на самом деле могут участвовать в выборах, "Апострофу" рассказывает политический обозреватель, заместитель главного редактора Foreign Affairs Chronicles Украина Дмитрий Галкин.
Мы знаем, что цифра 80% фигурирует достаточно давно. Были упоминания в СМИ о том, что обеспечить подобную явку – такое своеобразное задание, которое ставит перед местной властью администрация российского президента. Опрос ВЦИОМ – фактически не легитимизация избирательной кампании, а легитимизация задания, которое дает администрация Путина. Раз уж есть такой социологический опрос, значит, и есть возможность обеспечить такой результат.
Явка не падает с неба, а зависит от каких-то социально-политических, экономических условий, которые складываются в обществе. Зависит явка от трех факторов. Во-первых, это сценарий избирательной кампании. Пока мы не знаем, каким он будет. Есть мнение, что он будет чрезвычайно консервативным, то есть никаких ярких фигур, идущих от власти, не будет. В лучшем случае представители каких-то традиционных парламентских партий. Если будут запущены новые фигуры, то только полностью безопасные для власти. На выборы также может идти какой-то региональный деятель, губернатор или мэр, который тоже с одной стороны легитимирует выборы, показывая, что есть борьба, но рассчитывать на высокий результат не сможет. Вот в этой ситуации власть может получить явку, только сделав ставку на политические методы повышения явки. Сработает ли это – вопрос. Все зависит от уровня протестных настроений, от экономической ситуации.
Второй фактор, помимо сценария избирательной кампании, это – уровень доверия к власти. Пока что он достаточно высокий. Но выборы пройдут ведь не завтра. Сохранит ли российская власть нынешний уровень доверия к тому времени, до конца избирательной кампании – это тоже вопрос. Если нет никаких ярких фигур в качестве кандидатов от власти, а уровень доверия к власти низок, то непонятно, как можно обеспечить высокую явку. Ведь ни один из лидеров парламентских партий никакой угрозы для власти не представляет.
Третий фактор – контроль за административным ресурсом. Не факт, что он сохранится на нынешнем уровне. Теоретически такую явку, как сейчас показывают предварительные опросы, можно будет обеспечить. Но фактически это пока представить сложно.
Повышенное внимание к будущим президентским выборам объясняется необходимостью обеспечить нужную явку. Власти надо показать, что это была абсолютно легитимная победа, что она была получена не в результате административных мер и тем более не в результате манипуляций с итогами голосований, а благодаря высокой популярности кандидата власти и высокому уровню поддержки. Поэтому Кремлю поневоле приходится привлекать повышенное внимание к этой кампании.