Итоги референдума о выходе Великобритании из Евросоюза могут быть пересмотрены после парламентских выборов в Соединенном Королевстве 8 июня, об этом глава Европарламента Антонио Таяни заявил по итогам переговоров в Лондоне с британским премьер-министром Терезой Мэй. "Если Великобритания после выборов захочет отменить действие 50-й статьи (Лиссабонского соглашения), процедура будет очень простой. Если Лондон захотел бы остаться, это было бы выгодно всем. Я был бы счастлив", — сказал Таяни. При этом он подчеркнул, что окончательное решение останется за другими членами Евросоюза. По его словам, если завтра новое правительство Великобритании захочет изменить свою позицию, это будет возможно сделать. Последнее слово останется за 27 членами ЕС, "однако это пошло бы на пользу каждому". Однако позиция Таяни кардинально расходится со взглядами Мэй, которая взяла курс на выход королевства из ЕС. 29 марта она проинформировала Брюссель о задействовании 50-й статьи Лиссабонского соглашения. Действительно ли ЕС ждет возвращения Великобритании, и существует ли обратный путь, рассказывает аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ирина Ивашко.
Заявление главы Европарламента Таяни надо воспринимать через определенное призму, отнюдь не толковать как официальную позицию. Она может также выглядеть как своего рода "морковка". ЕС сейчас использует подобные методы — мягкую и жесткую позицию. Жесткая позиция прослеживается, например, в том, что недавно медиа обнародовали предварительный драфт переговорной позиции Еврокомиссии, где были изложены ряд пунктов — жесткие требования, которые противоречат тому, что ранее говорила Тереза Мэй. Если эти пункты официально будут обнародованы Еврокомиссией, то это будет еще одним свидетельством того, что выход Великобритании из ЕС будет очень нелегким и болезненным процессом для обеих сторон.
Так, особо акцентируется внимание на вопросах граждан ЕС, проживающих в Великобритании. Еврокомиссия, очевидно, что будет требовать от Великобритании предоставить им такие же права, что и до Brexit пожизненно. Также, что очень всколыхнуло общество Британии, Европейская комиссия требует оставить юрисдикцию Европейского суда. Но это была ключевая позиция Терезы Мэй, которая считает, что необходимо устранить юрисдикцию этого суда.
Мы видим, что ЕС сейчас занимает довольно жесткую позицию, подтверждают это и заявления Меркель, которая говорила об ответственности Великобритании за ее решение. Также в этой переговорной позиции, что очень важно, и на счет чего все спорят и все говорят, это - обязательство Великобритании выплатить миллиардные компенсации за выход из ЕС.
Заявление главы Европейского парламента, конечно, важно и для большинства в Европарламенте. Уже сейчас видно, какие принесет Brexit негативы для обеих сторон - и для Великобритании, и для ЕС. Конечно, все будут рады, чтобы все вернулось на свои места, и было, как раньше. Но нет, процесс уже начался. Официально статья 50 уже запущена.
Выборы, которые состоятся в Великобритании 8 июня предоставят Терезе Мэй, консерваторам, еще больше мест в парламенте. А значит, Мэй будет иметь еще большую поддержку в процессе выхода Великобритании из ЕС. Ей нужна поддержка, ведь ей предстоит принимать очень болезненные решения в рамках этого выхода.