Дипломатический скандал Чехии с Москвой из-за взрывов на складах в Врбетице не на шутку всколыхнул Прагу и показал "ху из ху" - от первых лиц государства до рядовых депутатов. Чехия побила горшки с Москвой после обнародования информации о вероятной причастности к взрывам агентов ГРУ Петрова и Боширова, известных по отравлению Скрипалей в Великобритании. Однако чешский президент Милош Земан раскритиковал версию правительства, что вызвало протесты в Праге и разговоры об импичменте. "Апостроф" разбирался в том, что грозит Земану за его любовь к Москве, насколько ограничения "Росатома" ослабят роль российского холдинга в Чехии, а также почему перед Прагой нависла тень конституционного кризиса.
После того, как в середине апреля премьер-министр Чехии Андрей Бабиш обвинил российские спецслужбы во взрыве на складе боеприпасов возле деревни Врбетице в 2014 году, начался крупный дипломатический скандал, в результате которого из Праги выслали российских дипломатов. Адвокатом Кремля, после достаточно длительной паузы, выступил президент Чехии Милош Земан, заявивший, что в отчетах контрразведки не было доказательств присутствия "российских агентов", что вызвало негодование, как у общественности, так и у чешского политикума.
Открыто критиковать Земана начали в чешском правительстве. 27 апреля премьер-министр Чехии Андрей Бабиш опроверг слова Милоша Земана о том, что у чешского следствия якобы есть две версии взрыва на складе боеприпасов во Врбетице – неосторожное обращение с боеприпасами и возможная причастность иностранных спецслужб. По словам Бабиша, власти Чехии рассматривают лишь одну версию взрыва во Врбетице – и это версия причастности российских спецслужб.
После этого на Вацлавской площади в Праге собрался многотысячный митинг, протестуя против политики президента Чехии Милоша Земана в отношении России. Организовало акцию общественное движение "Миллион мгновений для демократии", представители которого считают, что Земан движет Чехию "прямо в руки России", распространяя нарративы, резонирующие с российской пропагандой, и что если Земан останется на посту президента, то это будет нести "риск для безопасности" страны. Протестующие также подписывали петицию за то, чтобы предать Земана суду по обвинению в государственной измене.
Как рассказал "Апострофу" старший аналитик Центра "Европейские ценности" Давид Стулик, который был представителем представительства ЕС в Украине в 2007-2019 годах, согласно недавним опросам общественного мнения, большинство чехов не согласны с Земаном, и считают, что он защищает интересы Российской Федерации.
"Лишь 20% считают, что Земан защищает интересы Чехии. Это первый раз в истории таких соцопросов, когда общественное мнение идет в разрез с тем, что говорит Земан. Это не первый протест, и не последний. Но в условиях такого локдауна эти протесты были очень важными. Так, например, в Праге на улицы вышло больше чем 20 000 человек. Это показало, что у чешского общества нет доверия к тому, что делает Земан", – рассказывает эксперт.
Будет ли импичмент президенту Земану?
На прошлой неделе руководители фракций верхней палаты парламента Чехии приняли совместное заявление о конституционной жалобе по подозрению в измене родине со стороны президента Милоша Земана. Однако руководители фракций верхней палаты парламента уже заявили, что не ожидают, что подача жалобы состоится в ближайшее время.
Как сообщил "Апострофу" чешский политический аналитик Мартин Форнусек, любая попытка Сената осудить президента за государственную измену, вероятнее всего, будет иметь более символический характер, нежели практический.
"Несмотря на то, что оппозиция имеет большинство в Сенате, и она может набрать там три пятых от всех голосов, она также должна быть одобрена большинством нижней палаты (Палаты депутатов), где партия Бабиша "ANO" имеет большинство. Вряд ли Бабиш разорвал бы союз с президентом, а его заместители осудили бы Земана за государственную измену", - считает он.
В свою очередь старший аналитик Центра "Европейские ценности" Давид Стулик отмечает, что процедура импичмента, которая прописана в Конституции Чехии, еще ни разу не была запущена.
"Согласно Конституции, эту процедуру запускает Высшая палата парламента, то есть Сенат – пишет в Конституционный суд жалобу, или иск, на то, что президент, например, предал интересы страны. И потом начинаются слушания в Конституционном суде. В определенный момент Нижняя палата парламента также должна быть привлечена к этому процессу... То есть этот процесс является долгосрочным", - рассказал "Апострофу" Давид Стулик.
Также эксперт подчеркнул, что ранее несколько членов Высшей палаты уже готовили аналогичную конституционную жалобу на Земана, но она так и не была представлена, так как в этом деле нужны очень веские и четкие доказательства.
"Высказывания Земана не являются достаточным доказательством и поэтому большинство сенаторов склоняются к мнению, что эта попытка импичмента фактически не имеет шанса на какой-то результат. Кроме того, тот факт, что процедура импичмента занимает очень много времени, а у Земана осталось два года до конца его президентского срока, то его просто не успеют отстранить до конца его каденции. Поэтому на данный момент, вероятно, что подобного иска от Сената не будет", - считает Давид Стулик.
"Росатом" хочет реванш
После скандала между Прагой и Москвой чешское правительство заявило, что не будет приглашать "Росатом" к огромному тендеру на реконструкцию атомной электростанции "Дукованы". Речь идет о самом большом контракте в истории Чехии, стоимость которого будет составлять минимум 6 миллиардов долларов.
Ранее президент Земан продвигал идею пригласить на этот тендер "Росатом", несмотря на то, что чешские спецслужбы публично призывали правительство не допускать "Росатом" к этому проекту. Эксперты считают, что тот, кто будет строить реакторы на этой АЭС, получит действительно огромное влияние на энергетическую безопасность Чехии, поскольку они станут одним из основных источников электроэнергии для страны в течение нескольких ближайших десятилетий.
Однако недавно, несмотря на заявления чешского правительства об отказе в тендере "Росатому", глава Госуправления по ядерному регулированию Чехии Дана Драбова заявила, что у российской госкорпорации остается шанс принять участие в строительстве нового энергоблока. Она заявила, чтобы энергоблок действительно был построен, то сейчас самое время объявить тендер: дескать, если с этим вопросом затянуть и дождаться парламентских выборов, то новое правительство Чехии получит свободу действий, что в конечном счете уничтожит нынешнее политическое единение в том, кого допустить к участию в тендере, а кого нет.
"Дорога россиянам не закрыта, но лишь полуприкрыта при этом окне возможностей", — сказала Драбова.
Впрочем, как сообщил старший аналитик Центра "Европейские ценности" Давид Стулик, заявление чешского правительства о том, что "Росатом" исключается из тендера на АЭС, оказалось обманом чешского общества.
"На самом деле "Росатом" исключили из такого первого шага, который происходит еще до открытия самого конкурса – речь идет о так называемой проверке безопасности. Здесь они действительно исключили "Росатом". Но чтобы принять участие в тендере на АЭС "Дукованы", не обязательно проходить эту проверку безопасности. Действующее правительство фактически переложило этот вопрос на своих преемников, которые придут после выборов в октябре. Теоретически, если следующее правительство захочет пригласить "Росатом" к участию в тендере, то они смогут это сделать. Но на практике, на сегодня в Чехии общественное мнение, а именно две трети чехов - против того, чтобы тендер получил "Росатом". У меня создается впечатление, что на выборах в октябре все же победят политические силы, которые выступают против участия "Росатома" в строительстве АЭС "Дукованы", - считает эксперт.
В тоже время, политический аналитик Мартин Форнусек сообщает, что поскольку "Росатом" еще не исключен из тендера, несмотря на все громкие заявления, власти смогут отыграть ситуацию.
"Если результаты расследования окажутся достаточно убедительными, то Бабиш и Земан могут отстранить "Росатом" от тендера как ответ на обвинительный приговор, а не как ответ на первичное подозрение. Если же расследование окажется неубедительным, то тогда "Росатом" может продолжить участие в тендере, и отношения с Россией могут быть негласно нормализованы. Конечно, на этот план повлияют выборы, которые пройдут осенью", – считает эксперт.
Однако, есть еще один – форс-мажорный – фактор.
"Джокер" в колоде Земана
По словам старшего аналитика Центра "Европейские ценности" Давида Стулика, сейчас есть вероятность того, что в Чехии произойдет конституционный и политический кризис, а правительство премьер- министра Бабиша может быть вынуждено уйти в отставку.
"На прошлой неделе появился аудит Европейской Комиссии, в котором указывается информация, что премьер-министр Чехии Андрей Бабиш и его компании незаконно использовали субвенции от ЕС. Из-за этого существует вероятность, что чешские налогоплательщики будут вынуждены возвращать долги Бабича. Для части оппозиции это является поводом, чтобы проголосовать и объявить вотум недоверия правительству Бабиша. Действующее правительство потеряло большинство в парламенте. И если будет голосование о доверии, то правительство может не получить таковое, что будет означать его отставку. И тогда следующий шаг – за президентом Земаном, который назначает нового премьер-министра. А такое правительство может не иметь политической поддержки в парламенте. То есть это будут исполняющие обязанности, но де-факто они потенциально смогут принять важные решения относительно "Росатома", - говорит Давид Стулик.
Эксперт также подчеркивает, что согласно социологическим опросам, в Чехии – наименьшая поддержка правительства из всех 27 стран-членов Евросоюза: всего 19% чехов поддерживают действующий Кабмин.
"На основе этого часть оппозиции хочет отозвать Бабиша, потому что общество этого хочет. Но они не понимают, что у нас в Чехии – два риска: меньшее зло – Бабиш со своим правительством остается у власти до выборов в октябре, и большее зло – это правительство, назначенное Земаном, которое может сделать некоторые необратимые шаги: например, открыть тендер на строительство АЭС "Дукованы" для "Росатома", - подытожил эксперт.