В России начала приобретать популярность новая форма политических протестов. Вместо того чтобы выходить на улицы и подвергать себя риску быть арестованными, люди предпочитают "безопасные акции". Свое несогласие с властью они выражают посредством иронических рекламных постеров, на которых изображены Путин и другие представители верхушки Кремля. Как говорится в отчете частной американской аналитическо-разведывательной компании Stratfor, в преддверии сентябрьских выборов в России тенденция к подобного рода протестам будет только расти.
"Первым примером таких протестов стал постер на ул. Покровской, размещенный в центре Москвы в декабре 2015 года. На первый взгляд, он выглядел как реклама новой постановки пьесы Антона Чехова "Чайка". Но "чайка" — это также фамилия российского генерального прокурора Юрия Чайки. При детальном изучении постера понятно, что в пьесе участвуют два сына Чайки, которые сейчас находятся под следствием по подозрению в коррупции. После того, как власти таки убрали данную "афишу", на следующей неделе они появились в других местах города", - говорится в отчете частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, копия которого есть в распоряжении "Апострофа".
Впоследствии подобные афиши стали появляться все чаще. Немного спустя после "Чайки", в Москве повесили постер с президентом РФ Владимиром Путиным, изображенным в стиле певца Филиппа Киркорова. "Я вам спою...во всех телевизорах страны. Лучшие песни", - было написано на афише. При этом среди перечня его песен значились такие композиции как "Рубль падает — доходы растут", "Конфискации пенсионных накоплений не будет" и другие.
Ответственность за публикацию данной афиши взял на себя основатель "Свободной школы сопротивления" Евгений Левкович. По его словам, у недовольных действиями властей россиян нет иного способа для выражения собственной точки зрения поскольку полиция задерживает всех, кто выходит на протесты или ходит с транспарантами по улицам. Левкович отметил, что афиша обошлась ему в 15 тыс. рублей, что составляет приблизительно $225.
В январе возле одной из самых оживленных станций метро в Москве появилась новая афиша. На ней был изображен глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, а под портретом красовалась подпись "ПОЗОР". Этот постер появился практически сразу после того, как депутат Городского совета Красноярска публично отозвался о Кадырове как "позоре России". Афишу поспешно убрали, а корреспонденту издания "Медуза" Даниэлю Турову, который сделал несколько снимков постера, поступили угрозы со стороны сотрудников правоохранительных органов.
На годовщину смерти Иосифа Сталина, 5 марта, у этой же станции метро появился новый постер. На нем был изображен посмертный слепок Сталина, а вокруг него надпись: "Помер тот. Помрет и этот". Вторая часть этой фразы вызвала бурную реакцию в социальных сетях. Правозащитные организации, включая "Открытую Россию", использовали постер чтобы осудить Сталина и Путина. Тем временем российский телеканал "Дождь" связал афишу с оппозиционером Алексеем Навальным, хотя никаких доказательств причастности последнего к постеру не было.
Публикация так называемых "панамских документов" привела к появлению в Москве новых афиш. Дело в том, что "панамагейт" раскрыл информацию о миллиардах долларов, которые Владимир Путин и его окружение вывели в офшоры. "Какая панама?", - написано на одном из постеров с изображением Путина в панаме.
В Stratfor отмечают, что протесты посредством постеров набирают популярность по всей России. "В Ростове, к примеру, на дороге с кучей ям и разбросанного вдоль нее мусора появился баннер "Голосуйте за Единую Россию (партию президента РФ Владимира Путина, - "Апостроф") и ваша жизнь будет как эта дорога". Он не был так высокостилизован, как в Москве. Но каждое такое изображение вызывает резонанс в соцсетях", - отмечают американские аналитики.
"Качество этих постеров вызывает вопросы относительно того, не получают ли их изготовители деньги от более крупных групп, например от либеральной оппозиции или из-за границы. Интересным моментом в этих постерах является то, что ни одно лицо, которе критикуется в афишах — Путин, Кадыров, Чайка и "Единая Россия" — не связаны с силовыми структурами. Несмотря на то, что это может быть простым совпадением, а уже в будущем будут афиши и про них", - говорится в отчете.
В Stratfor считают, что накануне единого дня голосования в России, который должен состояться 18 сентября 2016 года, количество подобных постеров будет расти. "А тема коррумпированности Путина, слабой экономики России, аннексии Крыма и манипуляций накануне выборов будут активно освещаться российскими "постерными диверсантами"", - полагают в "частном ЦРУ".