Во вторник, 17 мая, председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин неожиданно заявил, что РФ еще "не является полностью правовым демократическим государством". Для подобного высказывания может быть несколько причин, одна из которых связана с незаконно удерживаемыми в России украинскими политзаключенными. Кремлю давно пора их выдать или обменять, поскольку это может быть выгодно как власти, так и российскому обществу, уверен российский правозащитник Лев Пономарев.
Каждый раз, когда меня просят прокомментировать заявление председателя Конституционного суда (КС) РФ, я с настороженностью ожидаю, что это будет за заявление. Потому что в некоторых случаях приходится его опровергать. Впрочем, сейчас неординарный случай.
Заявление о том, что Россия не является полностью правовым государством, – редкое явление для председателя Конституционного суда. По словам Зорькина, создается впечатление, что он хотел бы перейти в правовое государство, но сейчас мы находимся "в транзите".
Я подозреваю, что, говоря таким образом, Зорькин пытается оправдать в том числе действия Конституционного суда РФ. Потому что КС не бросается на амбразуру, защищая Основной закон страны. Иногда этот орган действует сомнительно. При этом лично Зорькин вообще иногда выступает не как глава КС, а как публицист или политик. Время от времени он делает высказывания недопустимые для председателя Конституционного суда.
Возможно, своим заявлением он дает понять, что КС России не собирается часто повторять практику 19 апреля (тогда КС РФ впервые разрешил не исполнять решения Европейского суда по правам человека, речь шла о праве заключенных голосовать, - "Апостроф"), что это решение было принято слишком драматически. Сейчас многие опасаются, что РФ откажется выполнять любое решение ЕСПЧ. Тем не менее в случае вынесения вердикта в отношении довольно сложного вопроса о возможности голосовать заключенным я сам большого драматизма не увидел. Мне известно, что десятки европейских государств не разрешают своим заключенным голосовать. Это разрешено не во всех странах. Даже внутри Европейского Союза это дискуссионный вопрос. Это не самое страшное.
Возможно, заявление Зорькина связано с историей об украинских политзаключенных, которые сейчас содержатся в России. Допускаю, что в отношении этих людей готовится какое-то решение, а высказывание главы российского Конституционного суда – предисловие к нему.
Честно говоря, мне неизвестно, что думают по поводу украинских пленников в Кремле. Но я считаю, что их обмен – ожидаемое явление в обществе. Да и российским властям нужно как-то заботиться о своем бизнесе на Западе. Хотя если бы российская власть действовала исключительно по рецепту Патрушева (секретарь Совбеза РФ, - "Апостроф") и других силовиков, которые говорят о том, что в России пришла пора "прекратить играть в демократию", то она бы напрочь отказалась от каких-то обменов. Но сейчас все указывает на то, что Путин пытается маневрировать.
Может быть, и не очень удачно, но нынешний глава Кремля старается играть на разных фронтах. При этом он не отказывается от партнерства с Западом. И в этом аспекте ему нужно сделать гуманный шаг – показать, какой он "справедливый". Я поражен, что этого еще не было сделано до сих пор. Возможно, пока Путину не дает сделать это какое-то внутреннее чувство.
Всех украинцев нужно выдать или обменять. Потому что мы знаем, что в каждом деле есть огромные сомнения. Полный обзор я не готов дать, но что касается Крыма - даже если российские власти считают полуостров "своим", в этом случае тем более нельзя судить украинцев за их действия, совершенные до аннексии. Здесь вообще нет разговора.
Путин играет в какую-то свою сложную игру. Совершенно очевидно, что у него нет личной ненависти к содержащимся в России украинским заложникам. Ну так и прояви гуманизм в ситуации, в которой все зависит от тебя! Это будет выгодно для всей страны.