Турция, Иран, Сирия и часть антиправительственных сирийских сил поддержали российскую инициативу по созданию в охваченной войной стране зон безопасности. Эксперты считают, что реализация такого решения приведет к разделу Сирии на зоны влияния, а страны-гаранты перемирия еще глубже увязнут в конфликте. В первый же день действия меморандума, 6 мая, в одной из зон безопасности возобновились бои между сирийской армией и повстанцами. Спустя сутки после обнародования информации об инциденте ни одна из сторон подписавших меморандум, официально не подтвердила факт столкновения. Помогут ли новые договоренности остановить шестилетнюю войну в Сирии, разбирался "Апостроф".
Три гаранта на четыре зоны
В столице Казахстана Астане, где 3-4 мая прошел четвертый раунд мирных переговоров по Сирии, страны-гаранты перемирия (Иран, Россия и Турция) подписали меморандум о создании зон безопасности в Сирии. Решение также поддержали представители официального Дамаска и часть оппозиционных сил, хотя нашлись те, кто покинул переговоры. Во время подписания документа присутствовали специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура и наблюдатели от Иордании и США.
Меморандум рассчитан на 6 месяцев, потом будет продлен автоматически еще на полгода. Документ предусматривает создание четырех зон: на северо-западе провинции Идлиб вблизи турецкой границы, где размещаются лагеря беженцев; на севере провинции Хомс; в регионе Восточная Гута в окрестностях Дамаска; и последняя – на юге страны, она охватывает город Дераа и его окрестности, территории вблизи границы Сирии с Иорданией. Через 10 дней после подписания документа гаранты перемирия сформируют рабочую группу по деэскалации и созданию зон безопасности. Уже через месяц эти зоны должны быть освобождены от оружия, экстремистов и террористов, открыты для гуманитарных грузов ООН и Красного Креста. Контролировать соблюдение режима прекращения огня на этих территориях будут российские, иранские и турецкие военные – международных наблюдателей в зонах безопасности, скорее всего, не будет, хотя президент РФ Владимир Путин не исключил обратного.
Меморандум предполагает создание частично бесполетных зон: три из четырех будет контролировать российская авиация, а еще одну – турецкая. Меморандум ограничивает перемещение и сирийской авиации. Создания в Сирии бесполетных зон ранее требовали, в первую очередь, США, другие западные страны и Турция. Только их идея заключалась в создании единого бесполетного района. Владимир Путин отдельно отметил, что формирование свободных от полетов зон не означает прекращения борьбы с "террористическими организациями", которая будет и дальше вестись на всей территории страны. По словам Путина, политический процесс должен завершиться полным восстановлением территориальной целостности Сирии.
6 мая МИД РФ опубликовал полный текст меморандума о создании зон деэскалации в Сирии.
Текст меморандума о создании зон безопасности в Сирии
Безопасность на практике
С помощью "гуманитарной" обертки – решение якобы принесет огромную пользу местному населению в Сирии – России удалось получить голоса поддержки для своей инициативы даже на Западе. По словам Путина, ее поддержал президент США Дональд Трамп в ходе телефонного разговора, который состоялся 2 мая. С одобрением выступила и ООН: спецпосланник по Сирии Стаффан де Мистура назвал это шагом в правильном направлении, но отметил, что дьявол всегда кроется в деталях. Де Мистура надеется, что до следующего раунда мирных переговоров в Женеве, которые должны пройти через пару недель, ясности относительно дальнейших шагов будет больше.
В традиционно критически настроенной к России газете The Guardian по итогам встречи в Астане вышла колонка Хэмиша де Бреттона-Гордона, директора организации "Врачи под огнем" (Doctors Under Fire) и бывшего командира химического, биологического, радиологического и ядерного (CBRN) полка британской армии. Бреттон-Гордон признается, что он обязан поддержать российскую инициативу, хотя делать ему это крайне трудно после всего, что Россия и режим Башара Асада совершили в Сирии. Какой-никакой мир будет, несомненно, лучше, чем его отсутствие. Однако для лучшего эффекта создавать зоны деэскалации нужно под эгидой ООН.
Важно, что последует за подписанием меморандума и вероятным созданием зон безопасности. Ничто не мешает России и в дальнейшем атаковать повстанческие группировки, пусть даже только в тех зонах, которые будут отведены ей в соответствии с меморандумом. Нельзя исключать и то, что прямо нарушать подписанный документ решится и правительство Сирии. Поэтому хватает и пессимистических прогнозов относительно эффекта от подписания рассматриваемого нами соглашения. Как и провалившиеся ранее соглашения о прекращении огня, оно основано, в первую очередь, на доверии, которого между противоборствующими сторонами давно нет.
По мнению директора Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины Александра Богомолова, на данный момент создание зон безопасности – единственный способ избавиться от негативных последствий конфликта для внешних игроков, в частности ЕС и Турции, страдающих от наплыва беженцев. Однако нужно еще дождаться и посмотреть, приведет ли к чему-то инициатива именно в российском варианте. Здесь следует учесть несколько факторов: сомнительную легитимность формата переговоров в Астане, который стал конкурентным по отношению к Женевскому, ограниченную представленность сирийской оппозиции и пока пассивную роль США.
"Функционирование этих зон зависит от отношений между самыми большими внешними сторонами, которые остались в конфликте. Тот же Иран, например, может сорвать этот вопрос в любой день. Здесь очень много факторов опасности. Если две-три стороны договорятся о создании безопасных зон, не факт, что они будут сохраняться. Звучит красиво, но создать их не так просто", – объяснил Богомолов.
"Безусловно, рано говорить, что этот меморандум может привести к реальной деэскалации и созданию зон безопасности, в которых будет обеспечена безопасность граждан. В таком конфликте существует слишком много различных спойлеров, есть и много групп, которые не присоединились к меморандуму, а роль Ирана до сих пор многими влиятельными игроками ставится под сомнение", – прокомментировал директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос. По его словам, усиление роли Ирана не может быть воспринято с энтузиазмом США и Саудовской Аравией.
"Скорее всего, повторится судьба предыдущих меморандумов. А в случае продолжения бомбардировок или боевых действий в районе Идлиба, что очень вероятно, конечно, ни о каком действии меморандума речь идти не будет. Россия сохраняет за собой право на бомбардировки, ведь сама идея бесполетной зоны реализована не до конца", – полагает Семиволос.
Как сказал "Апострофу" аналитик Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко, просто объявить зоны деэскалации недостаточно. А присутствие иранских и турецких военных без соответствующего согласия Дамаска в очередной раз ставит под вопрос суверенитет Сирии. Чтобы этого избежать, для реализации плана необходима резолюция Совбеза ООН. Кроме того, международный опыт свидетельствует, что далеко не всегда создание таких зон помогает избежать насилия. Проконтролировать все оппозиционные группы – а их, по некоторым оценкам, от 500 до 1500 – невозможно.
Зоны влияния
Вопрос еще и в том, как реализация плана повлияет на соотношение противоборствующих сил в Сирии – как внутрисирийских, так и внешних игроков. Фигурирующие в меморандуме зоны контролируются сейчас в основном повстанческими силами. Эти районы неоднократно подвергались российским авиаударам. Поэтому для мятежников, считает Семиволос, подписание меморандума – "ни победа, ни поражение".
Есть и признаки того, что России и Турции, несмотря на кажущуюся оттепель и безусловное смягчение риторики, не удастся устранить главные противоречия в их диалоге по Сирии. Основным препятствием, несомненно, будет поддержка Россией курдских сил, что раньше помешало и турецко-американскому консенсусу относительно войны в Сирии. Турция по-прежнему видит своей главной целью противостояние с курдами, тогда как американцы в Сирии опираются, в первую очередь, на курдские вооруженные силы. На днях политический советник турецкого президента Тайипа Реджепа Эрдогана Ильнур Чевик в радиоинтервью предположил, что американские спецназовцы, которые работают с курдским ополчением в северной Сирии, могут "случайно" пострадать от ракетного удара Турции.
На севере Сирии также располагаются российские военные, которые должны сдержать Анкару от атак против курдов в тех районах. Отношения в треугольнике США-Турция-Россия в сирийском вопросе только усложняются.
"Даже в позитивном сценарии создание зон приведет к разделу страны на части, – считает Александр Богомолов. – Для внешних сторон минимальным благом будет прекращение горячей фазы конфликта. Таким способом можно этого достичь. Это не соответствует долгосрочным ближневосточным интересам, но это шаг-минимум, которые может, по крайней мере, заморозить конфликт".
Для России, Ирана и Турции это будет означать большую вовлеченность и, соответственно, более долгий путь к выходу из Сирии. К примеру, по словам Богомолова, хотя позиции Асада с российской помощью и укрепились, безопасность режиму не гарантирована, а выход России будет означать ослабление его позиций. "Всем нужно победить, но ни одна из сторон не способна это сделать", – добавил специалист.
На бумаге все внешние стороны соглашаются, что Сирия должна оставаться единой страной. Прекращение войны напрямую связано с идеей транзитного периода и передачи власти в государстве. По словам Семиволоса, вложенные внешними игроками ресурс в конфликт и контроль над территорией будут одновременно препятствием для объединения страны. "Они берут на себя непомерные обязательства. И это осложнит им выход из игры, это правда", – заключил он.