Деятельность украинских национальных лотерей как единственного законодательно разрешенного вида азартных игр, несомненно, привлекает желающих приобщиться к ее многомиллиардным оборотам. Но если в цивилизованных странах существуют механизмы антимонопольного контроля и регулирования этого вида бизнеса, то в Украине конкуренцию терпеть не хотят. В результате переплетения частных интересов с государственными в Украине фактически уже создана лотерейная монополия, которая не увеличивает поступления в бюджет, а обогащает приближенных к власти нуворишей.

В условиях экономического кризиса рынок национальных лотерей мог бы стать мощным дополнительным источником для уменьшения дефицита государственного бюджета. Но события в данной сфере за последние два года, к сожалению, заставляют задуматься о том, что не государственные интересы управляют теми, кто определяет правила игры в лотерейном бизнесе. Когда в руках – бесконтрольная власть и общество, напуганное российской агрессией, то почему бы не воспользоваться обоими факторами и не создать монополию, которая за короткий период времени может сделать несколько человек миллиардерами.

Рынок лотерей сформировался еще в конце 90-х. Между собой его разделили ООО "М.С.Л.", ЧАО "Патриот" и компания "Украинская национальная лотерея" (УНЛ). Однако после бегства Януковича с приходом новой власти под видом реформирования отрасли начались шаги по переделу рынка.

Первой группой заинтересованных лиц оказалось, по свидетельству ведущего программы "Гроші" Александра Дубинского, непосредственное окружение самого премьера Арсения Яценюка в лице его правой руки в парламенте Андрея Иванчука и главы Ощадбанка Андрея Пышного. Тогдашний министр финансов Александр Шлапак заявил о намерении ввести новые правила на лотерейном рынке Украины. Суть реформы в предлагаемом Минфином правительственном законопроекте сводилась к внедрению на рынок "прокладки" между операторами и правительством. Такой прокладкой должна была стать компания "Национальный организатор лотерей", которая, в случае принятия соответствующего закона, получила бы монопольное право организовывать государственные лотереи и выбирать операторов по собственному усмотрению. Эту роль, по данным СМИ, предполагали отвести Ощадбанку, которым и руководит господин Пышный.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

То есть идея до примитивности проста и уже была апробирована всем известной Тендерной палатой – не либерализировать рынок, не раздать лицензии на прозрачном и открытом конкурсе, а используя власть, создать новую "контору", которая сможет "обилетить" других. Заниматься созданием собственных операторов авторам и идеологам закона явно не хотелось, ведь это весьма затратное мероприятие, особенно когда это касается открытия точек продаж. По оценкам доктора юридических наук Даниила Гетманцева, на организацию полноценной лотерейной деятельности, в зависимости от ее масштаба, идет от $30 до 50 млн. То есть расчет, очевидно, строился на том, чтобы поставить под контроль Ощадбанка всех присутствующих на рынке операторов.

Одновременно с описанным выше правительственным законопроектом "О лотереях" депутаты Верховной рады зарегистрировали еще более десяти законопроектов, направленных на регулирование рынка. Но в большинстве из них откровенно лоббировалась идея и исключительные полномочия единого оператора, хотя и составлены были эти предложения депутатами разных фракций – "Самопомочи", "Народного фронта", БПП и Радикальной партии.

Чтобы лотерейные компании были посговорчивее, на них обрушилась вся мощь административного ресурса Министерства финансов и МВД. В августе 2014 года министр финансов Александр Шлапак на пресс-конференции для СМИ заявил, что инициативы правительства предусматривают государственную монополию, и после принятия нового закона частные операторы не получат права на проведение государственных лотерей.

При этом, по мнению Шлапака, лицензии операторов закончились в 2013 году, и поэтому их деятельность "незаконна". В связи с этим, Шлапак предложил гражданам Украины до принятия нового законодательства в этой сфере бойкотировать лотереи, а министра внутренних дел лично попросил "в рамках полномочий принять соответствующие меры по привлечению органами внутренних дел к ответственности субъектов хозяйственной деятельности, которые осуществляют деятельность по выпуску и проведению лотерей без лицензий". Арсен Аваков положительно отреагировал на просьбу и в декабре 2014 года разослал подчиненным шифротелеграмму с указанием закрыть все игральные заведения, включая лотереи. "Этой страшной гидре, которая ежегодно обворовывала государственный бюджет на 7-10 млрд грн, объявлена настоящая война. В ближайшие дни на всей территории Украины будут закрыты все игорные и лотерейные заведения до тех пор, пока их деятельность не будет законодательно урегулирована", – заявил тогда советник министра Зорян Шкиряк.

Впрочем, приложенных командой премьера усилий не хватило, чтобы "расчистить" рынок лотерей. В Верховной раде не восприняли правительственную риторику о выгодной государственной монополии и провалили принятие законопроекта № 1570 "О лотереях в Украине". Вывод комитета ВРУ по вопросам борьбы с коррупцией был категоричен: "не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Кроме того, и операторам удалось в многочисленных судах отстоять законность своей деятельности. Тем более, что переходные положения действующего с 2012 года специализированного Закона "О государственных лотереях в Украине" предусмотрели подобную ситуацию. В ст. 15 значится: "В случае отсутствия нормативно-правовых актов, необходимых для получения новых лицензий, операторы лотерей, проводившие деятельность по выпуску и проведению государственных лотерей до момента вступления в силу этого закона на основании выданных лицензий, продолжают свою деятельность до получения новых лицензий, но не более чем на три месяца с момента вступления в силу указанных нормативно-правовых актов". И это позволило оставаться лотерейщикам в рамках закона.

Но попытки передела лотерейного рынка продолжались, и ситуация развивалась в политико-правовой плоскости. Для этого довольно неожиданно для участников рынка был использован инструмент санкций против России. Еще 2 сентября 2014 года Совет национальной безопасности и обороны опубликовал список юридических лиц, находящихся под контролем российских бизнес-структур и подпадающих под санкции со стороны Украины. В него, по предложению Игоря Билоуса, который руководил тогда Государственной фискальной службой, и СБУ были включены самые крупные операторы лотерей – ЧАО "Патриот", в котором нашли след российского бизнесмена Олега Бойко, и ООО "М.С.Л.", которую связали с "Альфа-групп" российского олигарха Михаила Фридмана.

16 сентября президент Украины подписал указ о санкциях. К обоим операторам были применены такие действия, как блокирование активов, запрет на выведение капиталов из Украины, приостановка выполнения финансовых и экономических обязательств, запрет работать с международными платежными системами, ввоз и вывоз валютных ценностей и ограничения по выдаче наличных по платежным картам. Таким образом, после исключения "Патриота" и "М.С.Л.", на лотерейном рынке остался только один игрок – УНЛ. То есть компания фактически превратилась из аутсайдера рынка, который контролировал лишь 5% лотерейного бизнеса, в его монополиста.

Кстати, это сразу отразилось на финансовых результатах лотерейной деятельности. Согласно данным Минфина, за 11 месяцев 2015 года поступления в бюджет Украины от проведения лотерей составило всего около 26,5 млн грн. Напомним, что за 2013 год, по данным Минфина, общий оборот лотерейного бизнеса составил 9,096 млрд грн, из них в призовой фонд ушло 7,319 млрд грн, операторам осталось 1,429 млрд грн, налогов было уплачено 321 млн грн. В 2014 году операторы задекларировали суммарный доход в размере 12,4 млрд грн, уплатив в бюджет 324,7 млн грн. Вот такой сегодня "успешный бизнес" от украинской власти – обрушить рынок на 90% и уничтожить почти 300 млн грн поступлений в бюджет.

Пострадавшие в результате санкций лотерейные операторы считают, что все-таки не в "российском следе" кроются истинные причины атаки на их бизнес поскольку, Ощадбанк как не работал с лотереями, так и не работает до сих пор, а только "Патриот" и "М.С.Л." попали в санкционные списки.

Сейчас УНЛ активно расширяет свое присутствие на опустевшем рынке лотерей. В экспертной среде ходят слухи, что в последние месяцы компания якобы активно расширяет сеть своих точек продаж, в том числе за счет скупки точек "Патриота". Но оказалось, что получить монополию – это одно дело, а контролировать ее – совсем другое. С конца 2014 года УНЛ лихорадит от выяснения отношений между вдруг объявившимися всевозможными претендентами на права собственности.

Судя по озвученным фактам на многочисленных пресс-конференциях представителей разных сторон спора, материалам судебных разбирательств и журналистского расследования сайта "Наші гроші", произошла типичная для украинских бизнес-реалий ситуация, когда иностранных инвесторов, основавших компанию, но проживающих за пределами страны, "кидают" ими же нанятые местные управляющие.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Как справедливо отмечает антикоррупционный сайт "Наші гроші", вытеснение партнеров с миллиардного рынка опять-таки невозможно без воли и усилий тех, кто в стране властвует.

Это прослеживается и в истории с УНЛ. Компания УНЛ, согласно данным единого госреестра, была основана в 1997 году жителем американского штата Флорида Уильямом Френсисом Флинном, и, таким образом, являлась единственной компанией со 100% иностранным капиталом. Со временем и здесь собственники неоднократно менялись. После Уильяма Флинна в начале 2000-х собственником компании на короткое время стали "Сага Ком"юнiкейшнз Юкрейн", принадлежащая американскому оператору лотерей Gtech Corporation, и ТРК "Новый проект". Производивший телерекламу "Новый проект" контролировался депутатом Терехиным и его женой Светланой.

В 2006 году Gtech перешла под контроль итальянского оператора лотерей Lottomatica Group. А в 2009 году новым владельцем УНЛ стала компания Olympic Gold Holdings Limited (Британские Виргинские острова). Директором и основным собственником являлся ливанец с британским паспортом Рамез Саркис.

Кроме того, миноритарными бенефициарами были также швейцарец Питер Шетти, австрийцы Вульф Кламмерт и Франц Ренгхофер.

Об этом журналисты узнали 29 сентября 2014 года, когда по собственной инициативе учредители организовали пресс-конференцию. Европейские инвесторы УНЛ переживали, чтобы компания случайно не попала в список антироссийских санкций.

Вулф Кламмерт тогда сообщил, что УНЛ создавали 17 лет по мировым стандартам. Техническим партнером компании является американская корпорация Джи-Тек (Gtech), лидер мирового лотерейного оборудования и технологий. Система спутниковых коммуникаций Gtech, которой владеет УНЛ, подобна оборудованию, которое используют, например, лотерейный гигант Camelot (Великобритания), лотереи Veikkaus (Финляндия), Westdeutsche Lotterie (Германия) и большинство лотерейных операторов США и Европы. За время работы учредителями было инвестировано более $67 млн в техническое оснащение и развитие компании.

В Украине интересы Рамеза Саркиса и других соучредителей компании представлял некто Валерий Коваленко, являющийся также почетным консулом республики Филиппины в Украине.

Вскоре с компанией стали происходить странные вещи. По словам Питера Шетти, Коваленко предложил учредителям переписать компанию на подставное лицо – украинца Сергея Пиндыча – под обманным предлогом, что, мол, по новым законам иностранцы не могут быть собственниками бизнеса в Украине. Поверив партнеру, Саркис и его компаньоны перерегистрировали компанию на английскую фирму "Старбелл инвестментс лимитед", учредителем и директором которой был Сергей Пиндыч.

Через месяц после пресс-конференции оказалось, что предыдущие учредители уже не у дел и их имена выписаны из госреестра.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Судебные разбирательства между Саркисом и Ко, а также Коваленко и Пиндычем, кажется, не помешали Коваленко руководить УНЛ с помощью наемных менеджеров. Так, нынешний директор УНЛ Андрей Бочковский называет Питера Шетти и Рамеза Саркиса неизвестными ему людьми, которые не имеют отношения ни к бывшим, ни к новым собственникам УНЛ.

В то же время, согласно материалам судебного дела № 910/3143/15-г, которое с февраля по ноябрь 2015 года рассматривалось сначала в Хозяйственном суде Киева, а затем Киевским апелляционным хозяйственным судом и Высшим хозяйственным судом Украины, банк "Форум" требовал от Рамеза Саркиса погашения кредита, взятого в 2008 году в размере 81 373,82 долларов США под залог квартиры в Киеве (ул. Юрия Шумского, 1-Б, кв.108). В этом судебном деле в качестве лица, представляющего Саркиса в суде, значится Андрей Бочковский. И, кстати, по этому адресу – ул. Юрия Шумского, 1-Б – находится центральный офис УНЛ.

Большинство расследований, проведенных относительно УНЛ, свидетельствуют, что "почетный консул", скорее всего, работает не на себя, а в интересах новых покровителей. И хотя они официально не числятся собственниками УНЛ, но учитывая ту системную, политико-административную и судебную поддержку, которую получили Коваленко и Пиндыч, можно предположить, что именно эти лица могут быть заинтересованы в таком развитии событий.

Самое интересное, что, согласно материалам "Наших грошей", Валерий Коваленко является партнером в бизнес-структурах, принадлежащих известным политикам Виктору Пинзенику и Сергею Терехину. До 2005 года Сергей Терехин и Виктор Пинзеник через "Украинский фонд поддержки реформ" были учредителями компании "Украинское имущество". В 2005 году, когда Пинзеник возглавил Министерство финансов, компанию перерегистрировали на Валерия Коваленко.

Сам Сергей Терехин об УНЛ говорил так: "УНЛ основали люди из Лондона и Бейрута (Ливан). У меня есть друг (очевидно, имелся в виду Рамез Саркис), который там работает, он попросил меня провести рекламную кампанию, а затем сделать обзор рынка". Также, по словам политика, одна из его структур вошла в капитал оператора, "чтобы оптимизировать налоги".

Народный депутат VI созыва Виктор Уколов, который в конце 1990-х работал гендиректором ТРК "Новый проект", рассказывал, что компания снимала для УНЛ рекламные ролики, разрабатывала фирменный стиль и плакаты. "Контракт на обслуживание УНЛ мы потеряли в 2001 году, когда ее контрольный пакет выкупила Gtech, – вспоминает Уколов. – У нее, как нам сказали, долгосрочный контракт на все страны Центральной Европы с сетевым рекламным агентством "Дарси". После потери контракта с УНЛ мы так не смогли подняться и через несколько лет практически прекратили работу".

Кроме того, сегодня участники рынка неофициально также называют имена известного политика Александра Третьякова, советника президента Украины, одиозного политтехнолога Игоря Грынива и бывшего руководителя налоговой, а сейчас – руководителя Фонда госимущества Игоря Билоуса.

Отдельно следует отметить роль и место в данной схеме Билоуса. То, что инвестиционный менеджер не смог бы после Майдана стать руководителем налоговой без благословения Яценюка и Турчинова, не подлежит сомнению. Как и то, что он и дальше представляет собой ценность для этой группы, которая после бесславного управления налоговой все же направила Билоуса управлять Фондом госимущества. Формальная связь Билоуса и УНЛ проходит только через директора компании CBM OIL PLC Романа Сарамаго. Последний был помощником депутата VI созыва Андрея Давыденко от Блока "Наша Украина – Народная самооборона", в 2014-м – директор Департамента обеспечения деятельности службы Государственной фискальной службы Украины – то есть напрямую работал с Билоусом.

Вот такой кооператив "Озеро" по-украински. Конечно, связи опытных в политико-бизнесовых схемах игроков с лотерейным бизнесом установить не просто, поэтому мы осторожно используем термин "слухи", но хотелось бы, чтобы эти слухи стали предметом антикоррупционных расследований. Если же указанные нами лица пожелают прокомментировать свою причастность к УНЛ, то мы с удовольствием предоставим им такую возможность.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

А пока в Украине царит искусственно созданная монополия в лотерейном бизнесе. Прискорбно то, что лотерейный бизнес, как и большинство других высокоприбыльных видов деятельности, остается в Украине бизнесом в сфере интересов политико-олигархичных элит. Вместо внедрения на рынке прозрачных и честных правил игры, эти элиты пытаются создать классическую монополию со сверхприбылью. А интересы общества и государственной казны по-прежнему не играют решающей роли.