Министерство финансов Украины пытается заставить ряд других органов исполнительной власти согласовать документ, который прямо нарушает действующее законодательство Украины.
Об этом пишет кандидат юридических наук, эксперт лотерейного рынка Зоряна Топорецкая в своем блоге для Lb.ua.
"Уже почти год продолжается межведомственная борьба между Министерством финансов Украины и другими государственными органами по поводу согласования разработанного Минфином проекта новых лицензионных условий для операторов лотерей. Минэкономики, Антимонопольный комитет и Государственная регуляторная служба не согласовали этот проект из-за ряда положений, которые прямо нарушают действующее законодательство Украины (Законы Украины "О санкциях", "О лицензировании видов хозяйственной деятельности", "О государственных лотереях в Украине"), и монополизируют лотерейный рынок в пользу одной частной компании без обязательств платить налоги и без контроля оборота средств", - отмечает Топорецкая.
При этом Минфин, апеллируя к регламенту Кабмина, сам нарушает этот документ, а заодно и распоряжение первого вице-премьера Кубива, считает эксперт.
"Минфин в своем письме № 06010 - 10 - 13/5605 от 28.02.2018 требует от АМКУ срочно согласовать проект постановления об утверждении лицензионных условий в редакции мая 2017 года. Основание для такого срочного требования - §37, п. 3 Регламента КМУ: "Свою позицию относительно проекта акта Кабинета Министров руководитель заинтересованного органа доводит до сведения разработчика путем направления письма, к которому прилагается завизированный им проект акта, а также замечания, в случае их наличия. При наличии замечаний проект визируется с замечаниями". То есть Минфин решил пойти наиболее простым путем: зачем дорабатывать и так "идеальный" документ, лучше заставить все органы согласовать его в редакции мая 2017 года. Кстати, он это делает вопреки поручению первого вице-премьер-министра Степана Кубива, который дал поручение именно доработать проект Лицензионных условий и уже доработанным согласовать со всеми государственными органами", - пишет Топорецкая.
Но должны ли государственные органы руководствоваться таким Регламентом КМУ, который позволяет министерствам разрабатывать подзаконные акты, противоречащие законодательству Украины, и заставляет другие органы их согласовывать? - задается вопросом Топорецкая.
"Для каждого органа есть свои специальные законы, регулирующие порядок его деятельности. Например, АМКУ, в соответствии с Законом Украины "Об Антимонопольном комитете Украины", являясь государственным органом со специальным статусом, подконтролен Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде Украины (а не Кабинету Министров Украины)", - отмечает эксперт
Топорецкая считает, что, исходя из логики Минфина, возникает абсурдная ситуация: госорганы, получив любой, даже самый бредовый проект регуляторного акта, обязаны его согласовать.
"То есть Минфин может написать там что угодно: нормы, прямо нарушающие Конституцию Украины, международные договоры, законы и тому подобное. Например, завтра Минфин разработает новый проект, где в целях "защиты интересов Украины", будет норма, что лицензии выдаются только компаниям, название которых начинается на букву "В", и запрещено их выдавать компаниям, название которых начинается на буквы "М", "П" или "Т", - отмечает эксперт.
Топорецкая прогнозирует, что в случае с лицензионными условиями для лотерейного рынка, как часто бывает у нас в государстве, все может закончиться коллективной безответственностью.
"Наверное, именно будучи уверенным в своей безнаказанности, Минфин так активно проталкивает монополию единого частного оператора и позволяет себе не выполнять прямые поручения вице-премьера о необходимости доработки лицензионных условий и их повторного согласования со всеми органами. Ведь никто не понес ответственности за уничтожение лотерейного рынка в течение последних трех лет и ежегодного недополучения бюджетом Украины 4-5 млрд. грн", - резюмирует эксперт.