RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Новости

22 ноября

21 ноября

Все новости

Тотальный запрет рекламы алкоголя и никотина приведет к сокращению медиарынка, и не повлияет на потребление - эксперты

Тотальный запрет рекламы никотина и алкоголя в СМИ, предусмотренный поправками к законопроекту №4212, будет приносить медиарынку убытки в 130 млн долл в год.

К такому выводу пришли участники круглого стола в ИА УНИАН, пишет "Цензор".

"Потери достигнут 130 млн долл в год... Это угрожает существованию СМИ в целом", - сказал гендиректор, шеф-редактор УНИАН Михаил Ганницкий. Он напомнил, как в начале 2000-х ВРУ запретила рекламу алкоголя и табака, что отразилось на медиа, часть которых потеряли 60% прибыли.

Народный депутат Никита Потураев, говоря о перспективах проекта, отметил, что нардепам следует найти баланс между интересами медиарынка и общества: "С одной стороны, эта проблема не может остаться без регулирования, с другой - депутаты должны заботиться и о предприятиях, в т.ч. медиа", - отметил он.

На дискуссии коснулись вопроса рекламы электронных сигарет, которую предлагается запретить. Торакальный хирург, декан Киевского медуниверситета Евгений Симонец сказал, что его пациенты-курильщики редко придерживаются рекомендации бросить курить, и электронные сигареты и системы нагрева табака являются компромиссом: "Если обычная сигарета - это 100% вред, то система нагрева табака выделяет на 90-95% меньше вредных веществ. Проблема не в никотине, который вызывает привычку. Вредны продукты горения. У пациентов сильная зависимость, и я знаю, что они не бросят привычку. Единственный вариант - рекомендовать продукт с меньшим вредом", - добавил врач.

Руководитель Action on Smoking and Health (1997-2003), директор Counterfactual Consulting Клайв Бейтс считает, что запрет принесет больше вреда, чем пользы: "Вы должны иметь слабые ограничения на электронные сигареты и менее вредные альтернативы, поскольку они являются эффективным инструментом в борьбе с курением. Реклама нужна, чтобы заставить их перейти на изделия с меньшим риском для здоровья", - отметил Бейтс.

Главная проблема инициатив – никотино-содержащие изделия рассматриваются одинаково, и проекты, основанные на непонимании разницы, приведут к уничтожению конкуренции на рынке - курильщики не узнают о менее вредной альтернативе. По словам Бейтса, необходимо регулировать рынок, применяя подход risk proportional regulation - самые вредные продукты должны стать менее доступными. А поскольку себестоимость производства альтернатив выше, сравнивание акцизов приведет к удорожанию новых продуктов.

Запрет по алкоголю тоже не полезен, считают эксперты. Как сообщил председатель набсовета ЧАО "Укрпиво", и.о. гендиректора "АБИнБев Эфес Украина" Денис Хренов, исследования показали, что не существует корреляции между рекламой алкоголя и уровнем потребления его несовершеннолетними и напомнил, что прямая реклама алкоголя в Украине запрещена давно: "Несмотря на рост рекламных бюджетов, потребление алкогольной продукции не растет. В Хорватии, Эстонии, Литве, Франции, уровень потребления алкоголя высок. В странах с либеральным законодательством - Бельгии, Нидерландах, Германии - уровень потребления алкоголя среди детей низкий. Реклама является фактором, влияющим на спрос, но на последнем месте. На первом - поведение родителей, окружения", - сказал он.

Он добавил, что эффективной мерой является контроль доступа к алкоголю, и отметил, что запрет приведет к увеличению теневого рынка: "У нас более 50% рынка крепкого алкоголя в тени. Если мы запретим рекламу алкоголя, там не перестанут рекламировать и продавать нелегальный алкоголь по сниженным ценам", - подчеркнул он.

27 апреля парламент в первом чтении поддержал проект закона "О внесении изменений в статью 22 закона "О рекламе" о рекламе электронных сигарет и жидкостей для них (№4212). При подготовке ко второму чтению в законопроект попали нормы, предлагающие запретить упоминание алкогольной или никотиносодержащей продукции в интернете, демонстрацию и прокат фильмов, где видна табачная продукция, сотрудничество ее производителей со СМИ.