Объективность рейтинга загрязнителей атмосферного воздуха-2020 от Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, подвергается сомнению, поскольку в стране нет системы государственного мониторинга выбросов.
Об этом заявил начальник аналитического отдела ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин, пишут "Украинские новости".
"Взяли цифры с разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, которые с областными департаментами экологии выдают, просуммировали и получился рейтинг. Эти же цифры передали Госслужбе статистики и в итоге имеем два взаимоподтверждающих рейтинга" - заявил Чурин.
Татьяна Лампика, член Межведомтсвенной комиссии по вопросам осуществления государственного мониторинга в сфере охраны атмосферного воздуха, отметила: "Однозначно он (рейтинг) создан на основании данных из разрешений на выбросы крупных предприятий, но здесь не учитываются другие загрязнители. Только после того, как заработает система повсеместного мониторинга выбросов, мы получим рейтинг, где достоверно будет известно, каким воздухом мы дышим, и что делать дальше".
Как утверждает Чурин, министерство не учитывает выхлопные газы от транспорта, предприятий, сжигание листьев, полей, которые используются сельским хозяйством: "Существует большое количество мелких предприятий, которые "обновились" и работают на мощностях промышленных узлов советского периода. Они не получают разрешения, не попадают в рейтинг. Есть нелегальные литейные цеха, которые отливают чугун, при этом не имеют разрешений... Выбросы от работы одного цеха-нелегала без фильтров, очистных сооружений сопоставимы с выбросами целого производства крупного промпредприятия, которое занимается экомодернизацией. Мне известна история одного цеха в Днепре, который незаконно два года выливал сталь, но только сейчас начал процедуру оценки влияния на окружающую среду".
Эксперт уверен, что необходимо учитывать последствия для экологии из-за "евроблях", которые используют бензин ниже стандарта "Евро5".
В подтверждении того, что мы не знаем масштаба выбросов - рейтинг, где Киев снова попал в десятку лидеров по загрязнению воздуха.
"Люди едут на работу, как правило, на личном транспорте, который является основным источником загрязняющих веществ в Киеве", — заметил эколог Михаил Амосов.
"Брать цифры из разрешений и не учитывать реальные выбросы, которые сокращаются не только из-за спада производства, но и в результате природоохранных мероприятий – это непрофессионально. При инвестициях в экологию их влияние на окружающую среду снижаются не только на уровне разрешений на бумаге, а и реальные выбросы тоже, тогда как отсутствие работающей экоинспекции, которая бы смотрела не только на крупных загрязнителей, а и на мелких нарушителей, которые, в совокупности, вредят экологии больше, чем промышленные загрязнители. Сначала работающая система мониторинга, а потом уже разбираемся, кто наносит наибольший вред и как с этим бороться", — подытожила Татьяна Лампика.
"Есть у Минприроды традиция – каждый год делать рейтинги. Из года в год методика их не меняется – три П (пол, плинтус, потолок) перемножили и получили цифры" - отметил эксперт.