Уровень инвестиций в электросети самый низкий среди всей коммунальной инфраструктуры в Украине.
Об этом говорится в спецпроекте "Экономической правды": "Кто и сколько инвестирует в украинскую энергетическую и коммунальную инфраструктуру".
Издание утверждает, что в теплосети инвестируют 6543 грн на 1 км, в водопроводные трубы - 3450 грн/км, а самые маленькие инвестиции получают газопровод - 700 грн/км и электросети - 637 грн/км. Кроме того, текущая модель тарифообразования cost + для коммунальной и энергетической сферы ведет к повышению тарифов. То есть каждый гражданин Украины платит меньше $1 в месяц (22 грн) в поддержку коммуникаций, по которым в его жилище поступает электричество, газ, вода и тепло. Но даже эти средства распределяются между операторами неравномерно, и перекос приводит к дефициту инвестиций для электрических и газовых сетей.
Вместе с тем контроль эффективности использования тарифных средств на инвестиции в сети у госпредприятий почти полностью отсутствует. Механизм контроля существует в частных энергокомпаниях, управляющих распределительными сетями, однако именно они имеют наименьшую возможность инвестировать - модель cost + блокирует приток инвестиций. Это негативно влияет на стабильность и безопасность сетей.
В украинских облэнерго индекс SAIDI (характеризует надежность сетей) в 4 раза хуже, чем в Польше. "Сети находятся в плачевном состоянии из-за острого дефицита инвестиций. В Украине их уровень низкий в Европе. У нас инвестиции в км энергосетей в 5 раз меньше, чем в Румынии. Отставание от Польши - в 6 раз, от Германии - в 8, от Великобритании - в 30. Самый низкий уровень инвестиций приводит к низкому качеству услуг. Обновление сетей потребует минимум 15-20 лет", - сказал Андриан Прокоп, эксперт института Кеннана (США) и "Украинского института будущего".
Для решения проблемы требуется изменение тарифной модели. Например, использование т.н. RAB регулирования, когда сначала привлекается финансирование, проводится модернизация сетей и уменьшение затрат. Повышение таким образом эффективности позволит выгодно работать в рамках утвержденного тарифа.
При системе cost+ сети придется модернизировать частями 30 лет. А RAB-тарифы позволяют сразу привести их в эффективное состояние, что приведет к экономии при эксплуатации. И экономия позволит рассчитываться, в том числе и за привлеченные для этого кредиты.
По мнению директора Центра энергии, природных ресурсов и геополитики Ариэля Коэна новая методология является выходом в сложившейся ситуации: "RAB-тарифы являются неотъемлемой частью успешных реформ энергорынков в Чехии, Грузии, Венгрии, Польши, Румынии и тому подобное. Этот тариф, как показал опыт Европы, является ключом, который открывает дверь для иностранных инвестиций в энергетические сети".
Ранее экономист Владислав Иноземцев отметил, что если Украина хочет выйти на европейский уровень и интегрировать электросети с электросетями западных соседей и при этом обеспечить долгосрочную независимость от России, ей нужно провести реформу RAB-тарифа. При этом наиболее эффективными условиями RAB-тарифа будет начисления ставки доходности от инвестиций на уровне WACC на все активы операторов системы распределения.