Управление средствами в "Укрзализныце" остается под непрозрачным контролем чиновников Министерства инфраструктуры. Проверки перевозчика, проведенные Госаудитслужбой, выявили нарушений почти на 12 млрд грн, при этом УЗ готовится к противоречивому тендеру на закупку колес для вагонов и бандажей на 2,4 млрд грн, которая может дать начало дефолту перевозчика.
Об этом сообщает UBR.
Так, два тендера – на поставку 54861 шт цельнокатаных колес (на 1,9 млрд грн) и на поставку 20400 шт бандажей – ободов на колеса (на 505 млн грн) – были объявлены в конце мая "Центром обеспечения производства" УЗ. Поставки предполагается осуществить до 31 декабря 2022 года – речь идет о контракте почти на 2,5 года. Журналисты уточняют, что такого количества деталей хватит на более чем 9 тыс вагонов, при этом на подготовку документации заинтересованным сторонам выделено времени до 9 июля. Журналисты считают, что объем партии и сроки могут говорить о коррупционной составляющей сделки.
В материале отмечается, что в Украине нет производств, способных выпустить настолько крупную партию вагонов, а и.о. предправления УЗ Иван Юрик указал, что целесообразности в масштабной закупке колес нет, поскольку УЗ не планирует наращивать строительство вагонов.
Журналисты предполагают, что тендеры УЗ на закупку колес и бандажей могут быть попыткой Мининфраструктуры выручить "Интерпайп" в ситуации, когда Россия объявила о введении пошлин в размере 34% на украинские железнодорожные колеса, которые производит компания Виктора Пинчука.
В условиях текущей цены в тендере УЗ для "Интерпайпа" заложена огромная рентабельность при реализации колес – более 100% (35976 грн за одно цельнокатаное колесо – т.н. максимально возможная средняя цена для данного тендера). Такая ситуация должна заинтересовать АМКУ, считают эксперты рынка.
"Интерпайп" – единственный в Украине производитель железнодорожных колес (брендом KLW). Производимые компанией колеса приоритетно направлялись на экспорт, для УЗ эта продукция продавалась по остаточному принципу.
Осенью 2020 года пройдет сертификацию продукция казахстанского ТОО "Проммашкомплект", после чего цена на цельнокатаные колеса в Украине существенно снизится. Поэтому аналитики не видят смысла в подписании контакта на закупку колес по запредельно высоким ценам и фиксации этих цен на 2,5 года.
Как напоминают в издании, в 2015 году УЗ объявляла технический дефолт, а в апреле Владислав Криклий допускал возможность его повторения – объем невыполненных обязательств перевозчика превысил 15 млрд грн.