"Укрзализныця" сегодня это стратегическая инфраструктура, которая одновременно обеспечивает потребности фронта, экономики и гражданского населения, поэтому ее финансовое положение имеет критическое влияние на обороноспособность Украины. Учитывая, что УЗ уже имеет критическое финансовое состояние, нужно обеспечить финансирование "Укрзализныци" из госбюджета и сделать такую помощь системной.
Об этом говорится в письме Федерации работодателей Украины (ФРУ) в адрес глав всех депутатских фракций в Верховной Раде.
«Ежедневно железнодорожники перевозят военную технику, горючее, боеприпасы, гуманитарные грузы и личный состав Вооруженных Сил Украины. Это кровеносная система обороны, которая работает даже под обстрелами и в условиях значительных разрушений инфраструктуры. Любое снижение ее эффективности будет неизбежно иметь прямые последствия для обороноспособности страны», - отметили в ФРУ.
Там напомнили, что 16 июля 2025 года был принят за основу проект Закона о внесении изменений в госбюджет, где в том числе речь идет о финансовой поддержке для АО «Укрзализныця» - ведь компания выполняет важную социальную функцию, обеспечивая доступный и надежный транспорт для миллионов граждан во всех регионах Украины.
«Такая деятельность убыточна, но в условиях войны она жизненно необходима. Финансовое состояние компании приблизилось к критическому пределу, ожидается разрыв ликвидности уже в октябре 2025 года. Ущерб пассажирских перевозок в 2025 году прогнозируется более 22 млрд грн. Поддержка "Укрзализныци" из государственного бюджета в этой ситуации является не расходом, а инвестицией в сохранение обороноспособности, стабильности логистических цепей, конкурентоспособности украинской экономики. Речь идет о сохранении транспортной системы, без которой невозможны ни экспорт, ни бесперебойное обеспечение фронта, ни стабильность на внутреннем рынке труда», — подчеркнули в ФРУ.
В письме также подчеркивается, что УЗ стала единственной транспортной системой, способной работать даже во время интенсивных обстрелов и разрушений инфраструктуры, возобновляя движение в считанные часы после атак.
«Сохранение ее финансовой устойчивости — это прямой вопрос о способности государства обороняться и удерживать линию фронта. Любое ослабление этой системы неизбежно снизит скорость и масштаб поставок на фронт, что может иметь фатальные последствия для безопасности страны», — говорят в Федерации.
Ранее ущерб пассажирскому сектору покрывался за счет грузовых перевозок. Но такое кросс-субсидирование исчерпало себя, отметили в ФРУ: грузовая база существенно сократилась — с 314 млн тонн в 2021 году до прогнозируемых 160 млн тонн в 2025 году. Финансовая возможность грузового сегмента компенсировать растущий ущерб пассажирской деятельности исчерпана. Дальнейшее повышение грузовых тарифов как способ закрыть эту «дыру» опасно и экономически вредно.
«Федерация призывает поддержать норму в проекте Закона №13439-3, предусматривающую увеличение резервного фонда государственного бюджета и выделение в 2025 году 8 млрд грн в поддержку УЗ. Это позволит стабилизировать финансовое состояние компании, обеспечить обороноспособность Украины и стабильную работу транспортной инфраструктуры. В то же время, мы подчеркиваем, что такая поддержка должна стать системной: в проекте Государственного бюджета на 2026 год необходимо предусмотреть целевые расходы на компенсацию ущерба пассажирским перевозкам, как это делается в большинстве стран ЕС. Это позволит обеспечить конкурентоспособность АО «Укрзализныця», сохранить ее инвестиционный потенциал для восстановления инфраструктуры и гарантировать стабильность транспортной системы в долгосрочной перспективе», — резюмировали в ФРУ.